Миграционное, или вопросы без ответа

Dec 25, 2012 14:40



Вчера наш губернатор говорил в прямом эфире об изменениях в миграционной политике в нашей, отдельно взятой, Новгородской области. Говорил об ужесточении режима пребывания мигрантов из стран Средней Азии, об урезании лимитов. Для моего родного городка Пестово эта тема очень актуальная, потому как у нас если не больше всего по области рабочих-иностранцев в абсолютном исчислении, то уж в относительном соотношении количества гестарбайтеров на душу населения - точно мы впереди планеты всей. Обилие мигрантов обеспечивает благополучие миллионеров с топором в нашей деревне, но неизбежно порождает и множество проблем. Мелких, бытовых. Незаметных из крупных городов (типа Новгорода ;) ). Но когда эти проблемы не решаются вовремя, а только накапливаются - они могут привести к печальным последствиям.

В своем комментарии в губерблоге на эту тему я провел некоторые параллели между тем, как уже было, и тем, как есть сейчас и может быть дальше.


Не хочется соглашаться со столь пессимистичным утверждением, но стоит только вспомнить историю распада СССР - и соглашаться приходится, хотя бы с частью этого утверждения. Многие из людей моего поколения, родившиеся в конце60х - начале 70х, помнят идеологический штамп тех времен "новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты - советский народ". Такими словами охарактеризовал Никита Сергеевич Хрущев тогдашнее население республик великой страны.

Однако, слова Хрущева и реальное положение дел отличались более чем существенно. Что в бывших и нынешних странах Балтии, а на тот момент Советской Прибалтики, что в более южных местностях, теперешних независимых государствах Средней Азии и Закавказья, а тогда тоже братских республиках.

В школьных учебниках и советских газетах мы читали одно, на кухне от родителей слышали несколько другое, а приехав в гости к родственникам в Таллин (тогда еще с одной буквой "н") видели совсем уже третье. Я сейчас с улыбкой вспоминаю свой юношеский шок восьмиклассника, когда благообразный дедушка в общем вагоне Таллин-Москва, который оказался моим попутчиком, рассказывал мне, как воевал. Героически, но в 20й гренадерской дивизии СС. И убедительно объяснял, почему мы на их земле оккупанты. Не я конкретно, а вообще - русские. В смысле советские (это он поправился, когда я ему про свою прабабку-финку рассказал ;) ).

Практически то же самое оказалось с таджиками и узбеками. Да, они тоже вполне сносно, хоть и с акцентом, говорили по-русски. И хоть явно не называли русскоговорящих чужаков оккупантами, но всегда держались своей, достаточно закрытой, общиной.

Да, в нашей стране почти все говорили на одном языке, на русском. Это один из важнейших признаков единой культуры. Да, была и общая культура, так называемый "социалистический реализм", с сонмом членов разнообразных Союзов Писателей. Нет, советская литература была изумительной, но действительно значимые фигуры писали о вечном, как Шолохов в "Тихом Доне" или как Пастернак в "Докторе Живаго". А произведения "ярких" авторов соцреализма, имен которых сейчас уже и не помнят, шли в основном на растопку русских печей, хотя они смело могли претендовать на премию имени Н. Ляпис-Трубецкого. То же самое было и в кинематографе - пронзительные "Летят журавли", иронично-грустный "Осенний Марафон", в чем-то даже смешная комедия "Мимино" с Вахтангом Кикабидзе - и жуткие по своей занудности повествования о трудовых свершениях на возведении коровника производства студии "Молдова-Фильм".

В общем, были газеты, журналы, союзы. Телевидение и кино. Но в то же самое время не было единого общества. Потому что узбеки и таджики говорили в быту на узбекском и таджикском, точно так же, как эстонцы и латыши - на латышском и эстонском. Смешанные браки считались, скорее, исключением, чем правилом. И при этом всеобщая недоговоренность и недоверие.

А когда Горбачев разрешил говорить, то начали говорить. Сначала говорить, на улицах и площадях. Потом, когда слов оказалось мало, когда окрепло национальное самосознание - начали действовать. В Сумгаите, в Баку, в Степанакерте, в Риге... И оказалось, что игра на национальных балалайках и домрАх приводит к куда более серьезным последствиям, представляет куда бОльшую угрозу государственной безопасности, чем очкарики-диссиденты, каждый по отдельности, и все вместе взятые. Великая, огромная страна от этих игр рассыпалась, как карточный домик по национальным закоулкам.

Наступила эра благоденствия - каждый в своем, щиром и незалежном, домике. Но эйфория от самоидентификации быстро прошла. Не прошло и десятка лет, как отчаянно захотелось кушать. И если братские прибалтийские страны в какой-то мере смогли сами начат строить свое светлое будущее (хоть и не без поддержки со стороны государств, которые чуть раньше формировали там свои дивизии), то нашим южным братьям пришлось намного тяжелее.

Независимость-независимостью, но жить на 6-10 долларов в месяц (о которых говорил в сегодняшнем прямом эфире Сергей Герасимович) довольно непросто, даже учитывая доступные цены на продукты питания и часто пригревающее солнышко. А учитывая еще и то, что работы за эти самые 10 долларов бывшего вероятного противника в странах пребывания хватает не для всех, народ потянулся к нам в Россию. Где жуткие морозы и снег с дождем, но где за работу сейчас платят далеко не по 10 баксов, да и бытовые условия приемлемые, времена жития в землянках и палатках давно уже прошли (а у нас, к примеру, в Пестове они вообще никогда не наступали).

Казалось бы - все хорошо. Мы отмстили и утерли нос неразумным хазарам. У нас работы завались (пусть и простой, как рытье траншей и заколачивание гвоздей), у них работы нету и они готовы работать за еду. Все счастливы и довольны.

Только не тут-то было. Как всегда внезапно оказывается, что без общей культуры и ассимиляции обособленные культурно-социальные группы и отдельные их представители способны на многое. Способны не просто не подчиниться требованию сотрудника милиции, но и напасть на него. Не только громко ругаться матом на своем языке, в непонятной уверенности, что его здесь никто не понимает, но провоцировать конфликты с поножовщиной. И эти явления, становясь с ростом количества мигрантов обратно к нам все более и более массовыми, безусловно, представляют большую угрозу государственной безопасности.

Казалось бы, нужно искать выход, и выход этот очевиден. Выход самый простой - взять все, и запретить. Остановить вал мигрантов. Но тут, опять же, у палки наблюдается как минимум два конца. Куда девать потребность в рабочей силе? Пусть в относительно дешевой, пусть в малоквалифицированной? Можно, конечно, говорить о том, что необходимо приглашать грамотных специалистов, которые способны работать с бОльшей производительностью на современном оборудовании, способны даже и русский выучить только за то, что другого языка генеральный директор компании не знает.

Только сейчас, на данный момент, где такие современные производства? О какой, сравнимой с развитыми странами, производительности труда можно сейчас вести речь? Для создания современного предприятия нужны время и деньги. А кушать хочется, как уже упоминалось выше, всем и всегда, здесь и сейчас. Не только трудовым мигрантам, но и их работодателям, и семьям этих работодателей - их детям, женам, отцам, матерям, дедушкам и бабушкам.

А голодные женщины и старушки тоже ведь способны на многое. Я упомянул 90е, Карабах и Ош. Но я не упомянул Москву 90-го года...

пестовский бизнес, новгородская область, пестово

Previous post Next post
Up