Моногород Пестово

Oct 23, 2012 19:46

В 1924-м году умер Владимир Ильич Ленин, это известно всем, кто родился в эпоху динозавров становления развитОго социализма и ранее. А еще именно в этом году немецкой концессией "Мологолес" в районе станции "Пестово" был открыт лесопильный завод на три пилорамы. С этого момента и началась история нашего города. Нет, станция была и раньше, но "станция" - это громко сказано, железнодорожная ветка Будогощь-Пестово-Красный Холм тогда еще строилась, причем весьма неспешно. В общем, была будка обходчика на путях, затерянных среди густых лесов и бескрайних болот. А когда пришли немцы - тут то все и началось.

Начали и лес пилить, и железную дорогу строить, вместе с мостом через Мологу - это было одним из непременных условий концессии. Крестьяне из окрестных деревень работали и там и там, везде. Кто с лопатою, кто с пилой и топором. Работы хватало всем. И это было хорошо. Времена были голодные, а немцы за работу платили деньги, которых в наших краях тогда отродясь не видели. Несколько портил общую благостную картину жилищный вопрос, поскольку не было в достаточном количестве ни кроватей, ни умывальников, а была зато теснота и грязь. Но и этот вопрос, напрочь испортивший даже москвичей, со временем потихоньку решался:

К концу 1925 г. ... было выстроено 54 574 м² жилых построек, 3 бани, 2 помещения для
показа кинофильмов, клуб, столовая, всего «119 построек под жилье и другие потребности»

На лесозаводе № 3 «Мологолеса» жилье рабочих было более благоустроенным. 20% работников (или 102 человекам) были предоставлены места в 5 бараках (80% рабочих из числа местных крестьян жили в деревнях на расстоянии 1-5 верст от завода концессии). Все помещения были освещены, имелись железные кровати.

В общем, жизнь налаживалась. В 1928-м году за плохое поведение и неспособность внятно произнести слово "дорога" (все время "тарока" говорили) выгнали немцев. А то они совсем уж опутали своими цепями доверчивое местное население. В общем, отправили их в ихнюю Германию. А цепи себе оставили, в деле строительства нового советского общества любая мелочь пригодится, даже цепи проклятых буржуинов. Ну, и станки, и пилорамы, и даже паровой котел себе оставили, заодно.

Короче говоря, с цепями буржуинскими, или без, но рабочий поселок вокруг лесозавода рос и хорошел. Народу становилось все больше, а потому строили жилье, школы и больницы. Правда, зря я про больницы во множественном числе. Больница всего одна была. Зато школ целых пять, с первой по пятую. Потом еще и шестую построили.

Было Пестово тогда типичным рабочим поселком вокруг единственного завода. Потом, в 60х годах, заводов стало два - кляти москали открыли у нас Опытно-Механический Завод, ОМЗ. Таким образом, градообразующих предприятия в нашем к тому времени уже городе Пестово стало два.

Что происходило потом, в начале-середине 90-х кому-нибудь рассказывать надо? Не надо? Сами грамотные и горюшка хапнули? Ну и ладно, не буду тогда. Скажу только то, что оба предприятия закончили свою историю, закончили бесславно. А в утешение осталось два микрорайона жилых домов, пара котельных (одна на опилках, другая на мазуте), да светлая память. О любимых всеми пестовчанами заводах. О которых пестовчане нисколько не стесняясь говорили: "Мой завод - моя гордость".

И вот куда, спросите вы, было деваться этим 4-5 тысячам человек, которые кроме как пилить, варить, строгать, сверлить, точить и колотить по восемь часов в день и не умели-то ничего? Быкам хвосты крутить? Так дети малые, жены сварливые красивые - и все есть просят. И одеть новы сапоги. И в кино, и в кафе-мороженное тоже.

Скажу сразу, поползновения крутить хвосты были. Нет, правда, к 92-му году коров стали заводить. Стадо было огромное, только в нашей стороне штук двести паслось. С собакой по парку возле аэродрома гулять идем, так вечно вляпаемся. А что вы хотите - коровы же не только едят :).

Но страсть к пилению и варению у моих земляков никуда не пропала. Смотришь, даже пастух идет, и палочку перочинным ножичком строгает. Или идешь так под вечер, слышишь, как дятел где-то тукает - глядишь, а это не дятел вовсе, а кто-то у себя на огороде деревянную будку колотит. Потом продаст ее тем же клятим москалям, а на вырученные деньги купит детям морожено а бабе своей - новые сапоги (и никаких тебе МММ-ов).

Так вот и жили. И росли над собой. И доросли до того, что некоторые голоса на западе и востоке начали говорить о "пестовском бизнес-феномене" я уже писал об этом труднообъяснимом явлении природы как-то.

В том посте, по ссылке, совсем обойден вниманием один аспект. А именно - так ли хорошо живется весело и вольготно пестовчанам, трудясь на предприятиях местных коммерсантов, колотя бытовки, строя домики и баньки. Гложет ли их тоска по прежним промышленным гигантам.

Я вам могу сказать, что измельчал наш народ. Вместо строительства светлого будущего норовит построить дом, купить себе джип и жене тоже джип, а последней еще - и норковое манто. Конечно, не все себе могут позволить. Наемные работники теперь уже финской лесопилки - навряд ли. Там у них зарплаты хорошие, но для манто недостаточные.

А, я ж про лесопилку не сказал! У нас же на рубеже веков финские товарищи построили заводик. Вы будете смеяться, но как и немцы - лесопильный. Правда, технологии за почти сотню лет шагнули вперед значительно, поэтому счет работникам на заводе концерна ЮПМ-Кюммене идет никак не на тысячи, полторы сотни душ там всего, вместе с охраной.

Боюсь отбирать лавры у юмориста Задорнова, но сейчас вы будете смеяться еще больше. Этот заводик некоторые товарищи из области склонны считать градообразующим. И на этом основании называть город Пестово моногородом.

Не знаете, что такое моногород? Вот и я тоже не знал. В википедию полез, а там черным по белому написано, что это те города и поселки, вокруг одного предприятия построенные, и численность работников которого составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

Вот что такое нехорошее эти моногорода. Ну, в самом деле, представьте - имеем тыщ пять-восемь народу, которые трудятся на одном-единственном предприятии, выпускающим, скажем, целлюлозу. На эту самую целлюлозу спрос есть-есть, а тут раз - и нету. И вот куда работягам деваться? При том, что у них тоже и жены и дети, совсем как у пестовчан. И тоже хотят и мороженое, и сапоги, и манто. Остается только собирать клюкву, ловить рыбу-омуля, да надеяться на поддержку государства. Которое, как нам всем известно, никогда своих граждан в беде не оставит.

Оно о нас заботится, государство. Вот прям с утра, намазывая бутерброд икрою рыбы-нерки, и начинает заботиться. Принимает программы разные. В том числе и федеральные программы поддержки моногородов. Деньги дает этим самым моногородам. На то, чтобы они малый бизнес развивали, притом направления этого бизнеса должны быть разноплановыми. Чтоб не получилось так, что весь город лес рубит, щепки летят, а случись зима 2008-9-го года -- сидит без работы и с грустью думает о будущем, глодая хвост последней селедки.

Думаете, не страшно уже? Думаете, зима 8-го года уже прошла, кризис кончился и надо жить будущим, двигаться только вперед? Так я вам говорю - ничего подобного. И не только я говорю. Владимир Владимирович Путин тоже об этом говорит. Буквально вчера созывал совещание по проблемам моногородов. Денег обещал дать. И, наверное, даст. Он же человек слова, Путин.

И хоть название моногорода Пестово на этом совещание не прозвучало, но может и Пестово в очередной раз поддержат. И в очередной раз средства распределят как надо. И в очередной раз пестовчанам, в большинстве, от этих средств будет ни тепло, ни холодно...

Ура, товарищи!

upm, новгородская область, сказка, пестово

Previous post Next post
Up