Церковь Шинто или Чай со слоном

Jul 14, 2020 03:06


Жили себе японцы при сёгунате, поклонялись ками в святилищах, привязанных к определенным местам в ландшафте с незапамятных времен.

Но потом настала Реставрация Мэйдзи, у японцев "снова" появился император. Но как известно, "чай со слоном" и "тот самый чай со слоном" - две большие разницы. Власть в Японии впервые начала оформляться на манер западного государства эпохи модерна. И тут появляется вопрос о святилищах. В КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ОНИ ДОЛЖНЫ ВСТУПАТЬ С ГОСУДАРСТВОМ (заметим, раньше этот вопрос просто не возникал, поскольку государство премодерна не тотально и вообще не является точкой отсчета, из которой выстраивается реальность повседневности).

Первая конституция периода Мэйдзи основывалась на прусской модели, которая предполагала знаменитое "ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА". Но Пруссия - страна христианская со всеми вытекающими, а к "всенародному" культу ками понятие "церкви" ну вообще не применимо. Что же делать? Тогда было решено... поглотить народный культ средствами государственной бюрократии. И до 1945 года святилища считались... светскими казеными учреждениями. Было сделано все, чтобы "религия синто" (которая никогда не существовала) - не возникла, не выделилась в "церковь" из тотальности государства западного образца. В этих государственных святилищах было запрещено осуществлять обряды! В 1911 году министерство внутренних дел Японии провозгласило посещение святилищ ками "гражданским актом", а Католическая Церковь в Японии подтвердила, что этот "гражданский акт" не может считаться языческим обрядом. Что любопытно, протестанты с ними не согласились. Они продолжали считать происходящее оформлением "государственной религии", что многое говорит о характере религии самих протестантов.

Потом пришла американская оккупационная администрация, и дело запуталось еще больше. Американцы... приватизировали святилища, оставив немножко императорской семье. Так появилась, наконец, "религия или секта Синто" (которой, повторим, никогда не существовало) с ее банковскими балансами, "социальной активностью" и прочая и прочая... И ДА! Стало можно в обряды... "Церковь", которой никогда не было в японской традиции, оказалась, наконец, отделена от "Государства", которое является чуждым японской традиции.

государство, религия, япония, традиция, дальний восток

Previous post Next post
Up