Единственная причина существования позитивной науки - утрата пассионарности

Jul 05, 2021 14:29



Единственная причина существования позитивной науки - утрата большей части пассионарности европейцами в фазу надлома западно-европейского этногенеза:

Знание в эпоху Реставрации воспринималось как один из источников идеологической опасности. Поэтому идеал правильного и социально безопасного знания включал в себя идеал процесса получения такого знания - коллективная экспериментальная деятельность, подчиненная определенным нормам, гарантирующим мир в натурфилософском сообществе и в обществе в целом.

По словам Т. Спрата, подобная деятельность «никогда не разделит нас в смертельных раздорах», «она позволяет нам создавать иные мысленные образы, не опасаясь гражданской войны». К началу 1660-х гг. их объединяла не только любовь к натурфилософии, но и опасность продолжения гражданской смуты, боязнь того, что кто-то вновь пожелает вломиться в поток событий с топором и с криком: «Счастье для всех или смерть».

Неприятие идеологии радикальных сект вылилось в постреставрационной Англии в движение против «энтузиастов»... Поначалу термин «энтузиазм» использовался как презрительное обозначение самых разнообразных психических отклонений и девиантного поведения. По словам Г. Мора (H. More; 1614 - 1687), этот термин относили к поступкам человека, «движимого неким необычным образом силой Бога или божественным духом». Затем, в начале XVII столетия, энтузиастами стали называть людей, придерживавшихся каких-либо экстравагантных взглядов и убеждений. Постепенно термин «энтузиаст» стали все чаще употреблять как синоним кликушествующего фанатизма (слово «фанатик» было тогда относительно новым)

По мненью света, тот, кто обуян
Энтузиазмом, - тот морально пьян

Умеренные реформаторы типа Бойля, Бенджамина Уорсли (B. Worsley; 1618 - 1673) и Уильяма Петти (W. Petty; 1623 - 1687) уже в конце 1640-х гг. отошли от всяческих крайних идейных позиций, а также от мистицизма и пантеизма... По мнению Бойля, опыт должен ограничивать произвол индивидуального разума и лежать в основании новой натурфилософии. Это, впрочем, не мешало ему собирать различные свидетельства, доказывающие реальность мира «souls and spirits»*

Свободное обсуждение конкурирующих мнений в строго очерченных границах само по себе должно обеспечить стабильность такого общества. Идеал «limited toleration» противопоставлялся политике принуждения. Ольденбург писал в 1657 г.: «Знанием, насколько я это понимаю, следует считать не то, что будоражит ум, а то, что приводит его в порядок»

Экспериментальная философия мыслилась не просто как некая исследовательская методологическая «установка», но как образ жизни («the experimental form of life», по терминологии С. Шейпина и С. Шеффера). Причем такой образ жизни почитался как истинно благочестивый.

Менцин Ю.Л., "Лаборатория и Парламент"

Таким образом, современная экспериментальная наука (включая медицину) развилась как часть общего угасания фаустианского поиска Ренессанса, представленного алхимиками, магами и социальными реформаторами, в нездоровой атмосфере самоподавления после эпохи Религиозных Войн, унесших жизни миллионов европейцев. Позитивная наука - плод... трусости. А "экспериментальный образ жизни" вроде "режима повышенной готовности" и стадной вакцинации экспериментальными препаратами - истинно благочестивый.

Ну и чего вы от нее хотели, от такой формы гнозиса? Доктор сказал в морг, значит, в морг... Такова иджма, мактуб.

____
* Ну не б*яди ли? Именно этот момент "собирания свидетельств" и явился стартовой точкой отсчета британского оккультизма.

См. также Как на самом деле закончилась алхимия
См. также Триумфальный марш современности или Поствестфал как он есть

Европа, медицина, психоистория, модерн, метафизика

Previous post Next post
Up