Единственная причина существования позитивной науки - утрата большей части пассионарности европейцами в фазу надлома западно-европейского этногенеза:
Знание в эпоху Реставрации воспринималось как один из источников идеологической опасности. Поэтому идеал правильного и социально безопасного знания включал в себя идеал процесса получения такого знания - коллективная экспериментальная деятельность, подчиненная определенным нормам, гарантирующим мир в натурфилософском сообществе и в обществе в целом.
По словам Т. Спрата, подобная деятельность «никогда не разделит нас в смертельных раздорах», «она позволяет нам создавать иные мысленные образы, не опасаясь гражданской войны». К началу 1660-х гг. их объединяла не только любовь к натурфилософии, но и опасность продолжения гражданской смуты, боязнь того, что кто-то вновь пожелает вломиться в поток событий с топором и с криком: «Счастье для всех или смерть».
Неприятие идеологии радикальных сект вылилось в постреставрационной Англии в движение против «энтузиастов»... Поначалу термин «энтузиазм» использовался как презрительное обозначение самых разнообразных психических отклонений и девиантного поведения. По словам Г. Мора (H. More; 1614 - 1687), этот термин относили к поступкам человека, «движимого неким необычным образом силой Бога или божественным духом». Затем, в начале XVII столетия, энтузиастами стали называть людей, придерживавшихся каких-либо экстравагантных взглядов и убеждений. Постепенно термин «энтузиаст» стали все чаще употреблять как синоним кликушествующего фанатизма (слово «фанатик» было тогда относительно новым)
По мненью света, тот, кто обуян
Энтузиазмом, - тот морально пьян
Умеренные реформаторы типа Бойля, Бенджамина Уорсли (B. Worsley; 1618 - 1673) и Уильяма Петти (W. Petty; 1623 - 1687) уже в конце 1640-х гг. отошли от всяческих крайних идейных позиций, а также от мистицизма и пантеизма... По мнению Бойля, опыт должен ограничивать произвол индивидуального разума и лежать в основании новой натурфилософии. Это, впрочем, не мешало ему собирать различные свидетельства, доказывающие реальность мира «souls and spirits»*
Свободное обсуждение конкурирующих мнений в строго очерченных границах само по себе должно обеспечить стабильность такого общества. Идеал «limited toleration» противопоставлялся политике принуждения. Ольденбург писал в 1657 г.: «Знанием, насколько я это понимаю, следует считать не то, что будоражит ум, а то, что приводит его в порядок»
Экспериментальная философия мыслилась не просто как некая исследовательская методологическая «установка», но как образ жизни («the experimental form of life», по терминологии С. Шейпина и С. Шеффера). Причем такой образ жизни почитался как истинно благочестивый.
Менцин Ю.Л., "Лаборатория и Парламент"
Таким образом, современная экспериментальная наука (включая медицину) развилась как часть общего угасания фаустианского поиска Ренессанса, представленного алхимиками, магами и социальными реформаторами, в нездоровой атмосфере самоподавления после эпохи Религиозных Войн, унесших жизни миллионов европейцев. Позитивная наука - плод... трусости. А "экспериментальный образ жизни" вроде "режима повышенной готовности" и стадной вакцинации экспериментальными препаратами - истинно благочестивый.
Ну и чего вы от нее хотели, от такой формы гнозиса? Доктор сказал в морг, значит, в морг... Такова
иджма,
мактуб.
____
* Ну не б*яди ли? Именно этот момент "собирания свидетельств" и явился стартовой точкой отсчета британского оккультизма.
См. также
Как на самом деле закончилась алхимияСм. также
Триумфальный марш современности или Поствестфал как он есть