Связь тибетских представлений с этрусскими, при полной неясности характера этой связи, не вызывает сомнений.
Геомантия по типу тибетской упоминается в легенде об основании Рима. При основании Рима, как и при закладке тибетских монастырей, учитывались четыре румба и священный квадрат (своеобразная square mile), в котором умиротворялись демоны и который мог расширяться только при проведении соответствующих ритуалов.
Вообще квадрат, как пояснял Генон, есть наиболее характерная антиприродная форма. Таким образом, инсталляция "своего" мира в область примордиального хаоса должна по неизбежности принимать эту форму.
Тибетские bTsan po (архаические цари) находятся в полной гомотипии с лукумонами и RVIS - этрусскими царями Рима. Они точно так же изолировали мир живых от мира мёртвых - хтонического пространства предков yab lha dag drug, и одновременно включали это пространство в основание этого квадрата.
Территория города представлялась римлянам, как и всякий священный участок, квадратом; отсюда имя палатинского города - Roma quadrata; известны четыре угла этого квадрата...
При этом соответствие вульгарной физической реальности отходит на второй план:
...определить и истинную форму первоначального Рима, приближавшуюся, вероятно, более к трапеции, чем к квадрату...
В Тибете по преданиям, племена центра подчинили себе четыре окружавших центр племени - шудпу, цзепон, баннон и нанам, которые были включены в войска центра. За этими легендарными сведениями стоит исторически засвидетельствованное распределение войск по четырем ру (румбам). Эти четыре ру соответствовали первому квадрату покорения демона. (Кычанов - Мельниченко)
Основание монастыря функционально воспроизводит процесс разбиения лагеря кочевников:
Когда они достигли долины Тонче (sTong che), мул пал под Еше Гьялшаном. Еше Гьялшан решил считать это ауспицией. Тогда он достал пхурпу и воткнул ее в то место, которое затем стало углом саскана (gsas khang - Святая Святых бонцев)
Использование пхурпы здесь сближается с этрусским обрядом "проведения черты" при основании города и призвано установить правильный оперативный контакт между личностью теурга и хтоническими персонами данной местности.
Некоторые терминологические параллели Бона и традиционной римской религии:
BON / CULTUS DEORUM
bon / carmen
bon-po / cantor
gShen / flaminus
lha / genius
yul lha / genius loci
mTshun-lha / lares
ro-langs / lemures
skyems gsol / libatio
mkha 'gro / furia
chos / mos
gshed ma / parcae
Замер Эней. А змея, извиваясь лентою длинной,
Между жертвенных чаш и кубков хрупких скользила,
Всех отведала яств и в гробнице снова исчезла,
Не причинивши вреда и алтарь опустевший покинув.
Вновь начинает обряд в честь отца Эней и не знает,
Гений ли места ему иль Анхиза прислужник явился.
Комментируя эти строки Вергилия, грамматик IV в. н. э. Сервий пишет: «Ибо нет места без духа» (лат. Nullus enim locus sine genio est). Данную фразу использовал Эдгар По в качестве эпиграфа к рассказу «Остров феи».
Srog ni gshed ma ‘dre yis bcad [Жизнь (человека) обрывают духи-убийцы]
rnam shes las kyi rjes su ‘brang [Участь сознания - в соответствии с кармой]
bla ni dursa de ru lhags / [Но Ла (витальная часть души) продолжает жить на кладбище] (Цултрим Гьялцен)
В каббализме в этой связи см. также "хабал гармин".
Действия бонских gShen (кстати, мне озвучивалась небезынтересная, хотя и совершенно невероятная этимологизация gShen из kohen) *, которые можно подсмотреть на некоторых уникальных видеозаписях, выглядят довольно загадочно, на алтайский шаманизм это совсем не похоже.
Картина станет, возможно, чуть более определенной, если мы вспомним, что большинство неомонголенных тибетцев имеют редкую Y-ДНК гаплогруппу D (субклады D1a и D1c) и, следовательно, эволюционно их общность (и ее Традиция) располагается где-то посередине между австрало-южносибирско-америндской (гаплогруппа C) и пелопонесско-североафриканской ("хамитской") (гаплогруппа E), вследствие чего, вероятно, и наблюдается спин-офф этой области культурного кода человечества в античный ареал и сходство ряда культурообразующих элементов с таковыми у Народов Моря, включая минойцев и этрусков.
А если говорить о классике хамитского Ритуала, то первым делом на ум приходят ливийские Гараманты, ритуальные "остатки" которых надо искать, видимо, у всяких нилотов, субординационных по отношению к восточным берберам. Там, в Субсахаре, наверное, можно найти какие-то эхопрактические элементы, напоминающие бонские. Интересно, что именно там располагались как немецкие африканские колонии (Deutsch-Ostafrika), так и итальянские (Сомали). В общем, кому в Оси было надо, те уже наверняка все давно нашли. Возьмем на борт еще и японцев с их айнами (у айнов тоже гаплогруппа D, хотя и другой субклад). Другое дело, что гуманитарное наследие Оси полностью дискредитировано и уничтожено.
По сути это та же концепция "Лемурии", которой болели английские теософы, а позже геноссен из Аненербе, но на "современном научном базисе" так называемом. Любопытно также, что название другого имажинативного континента теософов - Му - совпадает с названием ведущего бонского клана.
Мoрфoлoгическoе сходство культур за рамками "чисто лингвистической" синo-кавказскoй гипoтезы Старостина, безусловно, также прослеживается дo cих пoр. Папский двoр удивительнo пoхoж на ламаистский, архитектура Тибета - на крито-микенскую, и т.д.
Но нет, как ни борись упрямо,
Уступит ложь, рассеется мечта,
И ватиканский далай-лама
Не призван быть наместником Христа. (Тютчев)
См. также
Фрагмент Главы I Старой Тибетской ХроникиСм. также
Дзен без АК-47____
* Маргинальные попытки этимологизации бонского gShen ("жрец") < из древнетибетского goshen (с полной огласовкой, поскольку запись Вайли передает именно древнее звучание, которое было фонетически полнее по отношению к транскрипции) < из нотарикона "каhанэй шлухэй ди-рахамана нинhу" (официальный арамитский титул коэна, из которого происходят еврейские фамилии типа Каждан).
Дело в том, что в классическом тибетском есть слово не только для Римской Империи (khrom, означает также "Город" в собственном смысле, и еще есть значение "столпотворение", примерно в том смысле, в котором мы говорим "Шанхай"), но и для Карфагена (sPungs, читается "пун") Последнее слово используется в Бон для обозначения арамейского языка.
Главный бонский намтар - "Зермиг" (gZer myig - "Блеск") - был записан на сино-тибетском шаншунгском языке, но арамейским алфавитом.