Европейскому Ренессансу в исламском мире технически соответствует время Тимуридов.
Сходство прослеживается не только в аспекте хронологии этногенеза (Халифат на 150 лет опережал Каролингскую Европу, следовательно и "ренессанс" начался настолько же раньше) но и в области культурной морфологии: Тихо Браге "догнал" Улугбека через те же 150 лет + всплеск купольного зодчества и книжной миниатюры/купольного зодчества и гравюры соответственно. Эпичные походы Тимура на Орду, Русь, османов и Китай ("для похода на Китай Тамерлан считал достаточным 200 000 отборного войска") также напоминают ренессансные "гипервойны" Валуа с Габсбургами. И там и там шло как бы возвращение к древней славе: ко временам Ганнибала и Римской республики в Европе и ко временам Хосрова Парвиза в Средней Азии соответственно.
Весь черный пиар Тамерлана (порожденный профессиональным нытьем персов и растиражированный Аркашей Гайдаром) благоразумно оставляем за бортом: так, "сын Шахруха Улугбек, бывший к тому времени практически независимым правителем Мавераннахра, захватил Герат, художников вывез к себе в Самарканд... [...] до восшествия на тимуридский трон Хусейна Байкара (1470 год) в Герате не было создано ни одного иллюстрированного манускрипта" и т.д. и т.п. Про архитектуру и науку и говорить не стоит: если вы однажды хоть раз видели "вживую" Регистан, уже никогда не забудете, то же и с Тадж-Махалом, а ведь Т-Махал это только венец длительной тимуридской архитектурной цепочки - вроде собора Св.Павла в Лондоне и Исаакия. Уверен, что вы не слышали, скажем, про мавзолей Хумаюна.
В общем, С - Стабильность, К - Концентрация ресурсов. Можно подумать, в Европе XVI века было иначе. Отнюдь: Франциск I Валуа и Максимилиан I Габсбург благополучно или не очень набигали на Северную Италию (гомолог городов-оазисов Ирана) и тащили оттуда все изделия искусства, которые плохо лежали, а заодно и художников:
Любезнейшие и великие друзья! Так как НАМ ВЕСЬМА НЕОБХОДИМ Леонардо Авинси, живописец ИЗ ВАШЕГО ГОРОДА Флоренции, и потому, что нам НЕОБХОДИМО заказать ему КОЕ-КАКУЮ работу, когда мы будем в Милане, что случится с Божьею помощью в скором времени, мы вас просим так любезно, как только можем, чтобы вы постарались прислать нам означенного художника Леонардо и ЧТОБЫ ВЫ ЕМУ НАПИСАЛИ приехать в Милан и не тронуться с места, ожидая, пока мы ему не закажем работу. Напишите ему, чтобы он НИ ЗА ЧТО не уезжал из этого города до нашего приезда, КАК Я СКАЗАЛ вашему послу, прося написать вам; и вы нам доставите огромное удовольствие, сделав так. Дорогие и великие друзья, наш Господь да сохранит вас.
Франциск I (кароль *)
Весьма неапхадим, вы понимаете?
Ну и собственно европейский Ренессанс торчал от узбекского - Кристофер Марло (непосредственный современник и конкурент Шекспира) написал в честь Тимура большую пьесу с элементами онтологического анархизма:
Какой мучитель-бог меня терзает,
Тщась грозного осилить Тамерлана?
Докажет ли болезнь, что я - лишь смертный
И перестал быть ужасом земли?
Техелл и вы, друзья! Мечи схватите,
Чтоб устрашить того, кто рвет мне душу!
В поход на небо двинемся скорей,
Поднимем к небу черные знамена
И в битве страшной истребим богов!
Друзья, что делать? Силы иссякают.
Меня в поход ведите на богов,
Завидующих мощи Тамерлана!
Ня! Впрочем, похоже, что "узбекофилия" стартовала в Англии еще до шекспировских времен: просто сложно сказать, упоминается ли в "рассказе Эсквайра" у Чосера именно держава Тимуридов или Улус Джучи или Империя Юань - скорее, это некий обобщенный образ "cool mogul":
At Sarra, in the land of Tartary,
There dwelt a king, and with the Russ warred he,
Through which there perished many a doughty man;
And Cambus was he called, the noble Khan.
Nowhere, in all that region, had a crown
Been ever worn with such entire renown.
Hardy he was, and true, and rich, and wise,
Always the same; serene of soul and eyes;
Piteous and just, benign and honorable,
Of his brave heart as any centre stable;
And therewithal he ever kept a state
So fit to uphold a throne so fortunate,
That there was nowhere such another man.
Воспевание поверхностно исламизированных Чингизидов продолжается и в эпоху английского романтизма у Кольриджа, который трансформировал этот мир в блестящий символ:
И стройный гул вставал от пенья,
и странно слитен был размер.
Какое странное виденье:
дворец любви и наслажденья
меж вечных льдов и влажных сфер...
Короче говоря, именно при Чингизидах -> Тимуридах -> Моголах -> Бабуридах исламская цивилизация достигает своей завершенной формы, после чего только наступает "тот самый" "многовековой застой".
Ну а за вопросы из серии "а мог ли исламский Ренессанс породить исламское Новое Время" и за вот эту всю "магнолию", конечно же, сразу бьем в тыкву. А в качестве утешительного приза для побитого есть секта бахаи, которой не было бы без эпохи Тимуридов.
____
* кароль приблизительно долины Луары на тот момент