Все же талант и пророческий дар не зависят от ума, последовательности, или честности. Увы нам, увы.
С другой же стороны, только веря в светлое будущее человечества, они и писали - да так, что цитатами из посредственных, в общем-то, приключенческих повестей, изъясняется которое поколение не только фэнов. Скажешь : «невосторженный образ мыслей» - и всем всё понятно.
Литература отличается от беллетристики тем, что смыслы первой со временем раскрываются всё шире и многообразнее. Она неисчерпаема как «Война и мир», как архетипические образы Прометея и Елены Прекрасной, Короля Артура и Алисы, города Глупова и ярмарки тщеславия, - в которых каждый век отбирает и находит своё. Когда подросток с айфоном останавливается пыльным пергаментом пришибленный посреди улицы в озарении: - так вот, оказывается, что те зануды из каменного века имели в виду! - это и есть настоящая литература.
Слово массаракш было удачной филологической находкой для обозначения неправильности или, говоря народным языком, - кривды - целой картины мира. Бывает, многие поколения маршируют под барабан. А приходит один шизик - и заявляет что все-таки она вертится, или что надо подставить другую щеку, или еще какой-нибудь неподвластный здравому смыслу бред. И всё выворачивается наизнанку. Смотришь на знакомые вещи в оторопи, словно в первый раз, и сам начинаешь задавать дикие вопросы вроде: «А действительно, почему каждый из нас обязан по первому мановению руки умереть за государя императора?»
В «Обитаемом острове» Стругацких в фокусе удачно сошлись непонимание аборигенами истинной физической природы своего мира - и запрограммированность их сознания. Кто знает, если бы не представления о вогнутости земли - построили бы они башни для внушения или нет? Изъян в структуре мироздания породил общество слепых, восторженных марионеток. Что характерно, главная страшная тайна этого мира не особенно и скрывается. «Кому надо», знают - и все молчат. Посреди столицы на виду, вызывающе, торчит вышка - Центр - а замороченные, тычущиеся наугад, разобщенные и профильтрованные агентами тайной полиции подпольщики взрывают трансляторы.
Да. Великолепно. Именно так оно и бывает.
Иной раз смотришь на мир и видишь синее море, яркие зонтики, мужественных отцов и гордых матерей. А у этого, как в «Хищных вещах» тех же авторов, оказывается ночная сторона. И в лунном свете добрые граждане превращаются в чудовищ. Или видишь на перекрестке нищего, и обалдеваешь от неуместности происходящего. Позвольте, ребята, что-то здесь не так! У каждого пробегающего мимо портфельного инвестора крепления для лыж стоят дороже, чем кормежка для этого бедняги до самой смерти. Да брось, тебе говорят, им лишь бы не работать!
Он же наркоман или псих! Да, но... Да он сам себе выбрал такое существование, им комфортно, свинья грязи найдет, и вообще сейчас не средние века, уже в тюрьму не сажают за бродяжничество. Ну да, а всё же как-то не... Чего уж там, пошли выпьем! Можно, конечно, а всё- таки... Ну что? Что тебе непонятно?! Сто раз, тысячу раз объясняли, там Эйн Рэнд, двигатель прогресса, свобода личности, сила воли!!! ЧЕГО ЕЩЁ?!! Вот специальные службы занимаются, у всех куча дипломов, до фига паразитов развелось, я между прочим налоги плачу, да у меня дача недостроена еще, тачку пора менять, в прошлом году пять раз за границей, дочке кредит на образование, а некоторые тут со всяким... какое тебе реально дело до этих? Больше всех, что ли, надо?! Может, ты сам псих?!!
(продолжение следует...)