а теперь кино про прерафаэлитов. понимаю, что его больше, и еще что-то непременно посмотрю. но эти мне подвернулись первыми. пишу в той последовательности, в которой смотрела.
Эффи Effie Gray 2014, режиссер Ричард Лэкстон
довольно свежий фильм, семейный подряд Эммы Томпсон (сценарий и одна из ролей) и ее мужа Грега Уайза (главная мужская роль). в фильме рассматривается небольшой (по сроку, но не по значению) период из жизни Эффи (Дакота Фаннинг), ее первый брак. девочкой она жила в доме, принадлежавшем семье Джона Рёскина. сам он там постоянно не жил, но приезжал, общался с ней и даже посвятил ей фантастическую повесть (перевод есть в доступе, почитаю как доберусь). ей было 12 тогда - но и когда гораздо более старший Джон сделал ей предложение, она была совсем юной. не слишком понятно, почему это предложение было принято, но похоже, что семья Эффи была на грани бедности, а Джон - наоборот. несмотря на седые бакенбарды, он проживает с родителями и во многом следует их правилам, привнося свои, не менее категоричные. Эффи мечтательная и покладистая девушка, она на многое готова ради семейного счастья. но ничего не получается. такой ласковый с маленькими девочками Рёскин оказывается неспособен вести обычную супружескую жизнь. трудно однозначно судить, что это - импотенция, педофилия, какие-то комплексы... по разным источникам можно предположить, что сильно ориентированный на искусство Рёскин предпочитает идеальные холодные фантазии и изображения простому теплому женскому телу с его физиологией и особенностями. почти как Блок в " Леди Макбет" мы уже видели подобное. разница есть, видимо. но сцена, когда молодая жена раздевается, волнуясь, что сейчас будет, а немолодой супруг смотрит на нее с отвращением и в постели отворачивается, очень похожа. полная асексуальность тут навряд ли есть, учитывая наличие порноэскизов в комоде и прочие мелочи. зато именно Рёскин не против того, чтобы жена блистала в свете, ездила в Венецию и Шотландию, ходила на балы без его постоянного сопровождения. немудрено, что вокруг нее образуется стайка ловеласов, от которой приходится отбиваться самостоятельно. но это еще и будит ее чувственность все больше и больше, и когда на роль наперсника муж выбирает благонадежного художника Милле, просто не может не завязаться взаимный интерес. осталось сделать несколько шагов - по тем временам очень непростых. но Эффи преисполнена решимости, все получается, а что дальше - это уже в сериал. этот фильм заканчивается на освобождении угнетенной женщины и открывшихся перспективах. и снова опиум. от любого недомогания, головной боли и просто так. когда в жизни чего-то не хватает или когда надо угомонить чересчур активную невестку, жаждущую растить розы и штопать рубашки мужу.
сюжет простенький и последовательный, чего-то особенного в нем нет. особенная сама реальная история - как один из знаков, что женщина все больше обретает какие-то права и возможности, веру в себя, решительность. фильм нашпигован звездами. помимо упомянутых, в роли свекра Дэвид Суше, в роли эпизодической итальянской графини сама Клаудия Кардинале. Дакота, на мой взгляд, ничем таким здесь не отличилась, слегка монотонна и уныла. да и никто в общем-то не рвет душу, все штатно. забавна парочка - героиня Эммы с мужем, обсуждающие нелепый брак бедняжки Эффи, у них-то все сложилось (понимающие взгляды друг на друга, только подмигиваний не хватает))) ну а картинка в порядке - прекрасные пейзажи Шотландии, каналы Венеции, костюмы, интерьеры.
Ад Данте Dante's Inferno 1967, режиссер Кен Расселл
уж на что водевильным показался сериал, так этот фильм вообще что-то невообразимое. сюр, канкан и глумление. а я-то именно тут ожидала серьезного подхода... ну может так и лучше :) стилем очень сильно напомнил Деву-Чудотворицу (что неудивительно, фильмы почти ровесники, да еще и оба про девушку в окружении художников), но комические моменты случаются чаще, а сюрреализм обусловлен не столько сюжетно, сколько наличием забористых веществ и поголовной неуравновешенностью героев. когда герои рисуют на подмостях фреску, потом кидаются кистями в краске, а потом дружно поют "давай поищем телку, найдем крутую телку" (отдельное спасибо переводчикам)... когда натурщица, позируя, зевает, надкусывает яблоко и запуливает им в мольберт, а потом вместе с художником пляшет, задирая юбки... в общем, создатели оторвались, недаром этого кино даже в кинопоиске нет. у Оливера Рида, пленившего меня в Параноике, в списке работ на месте фильма пропуск, как будто такое даже упоминать стыдно. и надеюсь, это тот самый режиссер, чей цикл безумных биографий описан вот здесь. на самом деле это вполне весело смотреть, особенно как образец сюра тех времен. и, как мне напомнили, отличная стилизация под немое кино. во многом здесь идет развитие аллюзии на тему Данте и Беатриче, которая всегда пунктирно просматривалась в судьбах пары Россетти-Сиддалл. дантов ад так даже в заголовок попал, и зиждется этот ад на личных и творческих муках героев. сам сюжет имеет ту же канву, что описана в сериале, но некоторые подробности отличаются. начало фильма обещает нам хороший хоррор - эксгумация могилы Лиззи под страшную музыку, с демонстрацией черепа, челюстей и изъятием тетрадки из копны волос (по легенде сильно отросших). сразу после - видение как будто бы Жанны д’Арк с лицом Элизабет (Джудит Пэрис) и совершенно ку-клукс-клановская сцена сожжения предметов традиционного искусства. так начались прерафаэлиты: с бунта студентов-живописцев против королевской академии искусств, индустриализации, церкви, официоза - за воскрешение идеалов чести, истины, красоты. понятно, что хоррора не случилось, хотя мертвая Лиз нет-нет да и напомнит нам о бренности сущего своим появлением. Россетти играет упомянутый Оливер Рид, и после пламенного обольстителя в сериале этот кажется тяжеловесным, флегматичным, солидным (куда делся бесноватый и стремительный параноик Саймон - ума не приложу). мчащийся на велосипеде, вооруженный эскалибуром, на борьбу с рыцарями и огромными шестеренками - Данте выглядит забавно в своей шляпе и с бородой. завоевание Элизабет идет по знакомому сценарию, но все время принимает какой-то комический оттенок, чему немало способствует озвучка. в этом фильме появляется сестра Россетти Кристина, тоже весьма значительная личность в искусстве той эпохи. капризы Лиз перемежаются фантазиями Данте, маразм крепчает. канкан ускоряется. появляются новые натурщицы, причиняя новые приключения и немалые страдания всем участникам фантасмагории. галлюцинации, сны, страхи, творческие фантазии - все это разбавляет будни художников, держа их в тонусе и ведя к закономерному для истощенной психики концу. конец более каноничен, изъятие тетрадки из гроба спустя семь лет нам показывают с начала до конца в разных вариациях. и еще в этом фильме - просто изобилие фресок, эскизов, картин и стихов Россетти и товарищей.
тем, кто не устал от этой темы, заодно покажу для сравнения лица персонажей всех трех фильмов. где два фото - там либо не заготовила скриншота, либо не поняла, кто где, либо персонаж в одном из трех фильмов отсутствует. [еще картинки] Россетти