...Варюха, приезжай!

Dec 01, 2016 18:14

Дорогой мой человек
1958
режиссер Иосиф Хейфиц

сложно писать про такие фильмы.
с одной стороны, высказать какие-то критические замечания - в некотором роде святотатство. это золотой фонд нашего кино, это знаменитые актеры, это киновоплощение любимой книги многих людей.
с другой стороны, сложно передать свои впечатления, не обращаясь к понятиям долга, чести, служения идеалам - а эти вещи с тех пор заметно трансформировались.


это очень простая, хотя и масштабная история. она охватывает столько событий и временных пластов, что замахивается на небольшую сагу (особенно с учетом книжной трилогии Юрия Германа), но в ней каждая страничка четко стоит на своем месте, дает понятный расклад по соотношению добра и зла и иллюстрирует это вполне однозначными картинками. каждый герой с самого начала как бы снабжен ярлыком и соответствует ему  до конца.
тем не менее фильм смотрится легко, увлекает и заставляет переживать. хорошо, что я еще помню те времена, когда можно было всерьез утверждать, что счастье в борьбе, и восхищаться ответами Карла Маркса на созданную им же анкету.


собственно, сюжет примерно с этого и начинается.
1936 год. Володя Устименко и Варька Степанова, выросшие бок о бок, начинают по-новому осознавать свои чувства друг к другу. правда, жизненные позиции их естественным образом различаются.
если Володя легко принимает за точку отсчета исповедь Маркса, то Варя все-таки мечтает о любви, славе, карьере артистки. и поэтому первый же серьезный разлад у них случается, когда Владимир заканчивает мединститут, отказывается от удобного распределения - не желает воспользоваться именем погибшего в Испании отца, - а Варвара не находит в себе сил отказаться от мечты.


но война не дает им так просто идти по выбранному пути. впрочем, уже зарекомендовавший себя молодой доктор продолжает трудиться в медсанбате, а вот лейтенант Степанова, объявившая себя бездарью, вытаскивает своего командира с поля боя. и когда она получает ранение в голову, просит отвезти ее в конкретный госпиталь, к одному старому знакомому... и этот старый знакомый успешно оперирует бывшую подругу при свечах, не успев заглянуть ей в лицо.


Варю сопровождает спасенный ею подполковник, не скрывающий своих чувств и планов в отношении девушки. а вокруг Владимира так и порхают влюбленные медички... и Варька сбегает при первой же возможности от обоих. и теряется еще на несколько лет.
впрочем, связь с семьей Степановых никуда не девается. брат ее, еще до войны зарекомендовавший себя как стяжатель и карьерист, трудится бок о бок с хирургом Устименко, периодически вторгаясь в его планы.


Владимир, женатый на бывшей коллеге по медсанбату, живет в скромной коммуналке, растит дочку. из разговоров мы узнаем, что он отказался от квартиры в пользу своего учителя, приехавшего по его просьбе работать в больнице. но должность, предложенная заслуженному медику, внезапно передается сестре Володиной жены. Устименко ставит под удар свою карьеру, объявляя войну коррупции, лжи, стяжательству. и, восстановив справедливость (это отдельный интересный факт - честные функционеры), уходит в новую жизнь, на новые территории.



в фильме множество ярких эпизодов, сыгранных хорошими актерами:
- это две женщины, старые подруги-военврачи, которые опекают Володю, пытаясь жестко преподать жизненные уроки, но за его спиной хлопочут о его повышении. поддевший одну из них Устименко получает упрек от другой и предложение извиниться - но в силу упертого характера не успевает это сделать. а потом становится поздно. и "добрую бабу Ягу" с котятами будет помнить всю жизнь.


- это русская девочка, когда-то угнанная с матерью на работу в Германию, подзабывшая родной язык, подобранная работниками госпиталя. отогретый ребенок устраивает для раненых представления, где собачка изображает Гитлера, которому капут. собачка  тоже подобрана среди немецких руин и до поры спрятана в рояле, затем подарена осиротевшей Ане.


- это сцена на боевом корабле, когда бравый адмирал Степанов представляет экипажу своего отца, скромного старичка с седой бородой. и все отдают ему честь, и никто не в курсе, что его собственный внук (Варин брат) только что сэкономил на доставке деда, купив ему билет в общем вагоне. на сэкономленные деньги, видимо, были добыты коллекционные бокалы с инициалами последнего царя.


в современном кино такое воспринимается несколько китчево, нарочито-слезовышибательно. но в стилистике той эпохи - очень искренне, заставляет сопереживать.

при всей идеалистичности посыла надо отдать должное фильму в том отношении, что верность идеалам в нем отнюдь не равна верности идеалам партии. во главе угла - общечеловеческие ценности, как их понимают герои фильма. прямолинейность характера Володи подкреплена его судьбой - потеря отца на войне, институт, общежитие, опять война. это очень цельный герой - жизненными удобствами он легко поступается в пользу общего дела. вне сомнения, Алексей Баталов, под которого и писалась роль, наделяет героя очень убедительным обаянием. не знаю, поверили бы мы ему, будь это другой актер.


Варя (Инна Макарова), добрая, но взбалмошная девушка с радужными мечтами, успевает переосмыслить свои ценности, повзрослеть мыслями и чувствами, и, не состоявшись на сцене, выбирает после войны куда более земную профессию. "я добросовестная, это ведь тоже счастье".
а в тот момент, когда отец, оправляя на ней платье, подталкивает ее к Устименко после долгой разлуки - я физически ощутила вот эти ватные ноги и невозможность дышать.


если вначале Варя на фоне Володи - цельного, верного себе человека - смотрелась как-то несерьезно, то к концу я уже больше верила ей, чем ему, и любовалась умной, знающей себе цену красивой любящей женщиной, не потерявшей своей искренности. и почувствовала, что теперь-то все пойдет как надо.


в итоге мы получаем открытый финал, но это хороший финал :) он дает надежду.


________________________
я немного иначе представляла себе оттепельное кино. впрочем, это ранняя оттепель. еще далеко до попыток переосмыслить возможности искусства кино, до артхаусных опытов, до спорной и завораживающей стилистики Муратовой, Тарковского, Шпаликова. но видимо, такова особенность именно этого временного отрезка. возвращение к чувствам живого человека, пережившего много, но не растерявшего принципов и идеалов юности.

на следующий день после просмотра, занимаясь скриншотами и пересматривая отдельные моменты, я поняла, что этот фильм - такой какой он есть, немного пафосный и наивный - серьезно меня зацепил.
он крепко сделан, отлично снят, в нем каждый персонаж, даже эпизодический, замечательно сыгран.

видимо, именно такое кино надо смотреть не только для того, чтобы почувствовать эпоху, но и чтобы увидеть и понять тех простых людей, кого еще недавно считали винтиками.

отзыв написан в рамках тематической кинорулетки .

кинематограф, кинораскопки, кинорулетка, 1958, Дорогой мой человек, хейфиц, оттепель, наше кино

Previous post Next post
Up