бегство Врангеля, полет Маргариты и сиртаки на гуслях

Feb 19, 2016 21:22

накопилось три нерассказанных абонементных концерта. очень разных.
поскольку хочется оставить себе на память пару слов, то постараюсь не очень длинно.

1 - еще в конце ноября, в честь 100-летия Георгия нашего Свиридова.


по серости своей недостаточно представляла себе масштабы и диапазон дарования. ну "Метель", ну "Время, вперед"...
как нарочно, именно в этот концерт включили все самое пафосное и патриотическое.
премьера забытой поэмы "Кто любит Родину?" на стихи забытого крестьянского поэта Орешина.
несколько вокальных номеров с участием сразу нескольких хоровых коллективов, включая детский хор. "Над спящим миром летчик", "Снег идет", "Патетическая оратория" с включением "Левого марша", про Врангеля, само собой... и другие произведения на основе русской литературы.
вот уж не думала, что моему организму не хватало пафоса. "Словесной не место кляузе" ударило меня прямо в диафрагму, бегство Врангеля поразило в самое сердце, а Герои Перекопской битвы молча запали в душу. и всему виной не только автор, но и исполнитель - до невозможности харизматичный бас Роман Улыбин. уперся обеими руками в шаткий пюпитр и твердо расставил все по местам. да, все это наше прошлое, и какое бы оно ни было идеологически выверенное, оно до сих пор нас способно взбередить. вся моя нервная осень вдруг нашла успокоение в музыке великого композитора, выплеснулась и затихла.

2 - в прошлое воскресенье, Гектор Берлиоз.


вначале очень красивые, местами бравурные отрывки из оратории "Осуждение Фауста". Берлиоз не просто так помянут Булгаковым, без Маргариты не обошлось у обоих авторов.
солисткой Еленой Япаровой был представлен вокальный цикл на стихи Теофиля Готье. мало того, что это была премьера в нашем городе - это еще и было первое в истории произведение для голоса не с фортепиано, а с оркестром. на креслах перед концертом были разложены буклетики с русским текстом цикла. наверное, кто-нибудь предвкушал караоке, но облом - певица исполняла по-французски. боюсь, если бы я была француженкой, я разобрала бы примерно же столько слов, как и теперь - "тужур" и "мон шер ами". но пела она на самом деле хорошо. и она не виновата, что цикл такой же монотонный, скучный и сентиментальный, как и сами стихи. "О! Приди же на скамью, поросшую мхом, и будем говорить о любви!" - все шесть песен были очень похожи, несмотря на разные сюжеты.
Фантастическая же симфония, прозвучавшая во втором отделении, была намного интереснее. она посвящена жене Берлиоза, страдавшей психическим заболеванием, вследствие которого, как я понимаю, их совместная жизнь была насыщена эмоциями, но не могла быть слишком долгой. бал, сцена в полях, казнь и шабаш - вот как видел в своих грезах эту семейную жизнь сам композитор. правда, лично мне показались лишними стихи Ахмадулиной, которые были написаны специально для этого произведения. они были прочитаны в начале каждой части актрисой, не слишком вторящей трепетно-истеричной манере Беллы Ахатовны, и потеряли весь свой шарм, оставив нам лишь непонятный пафос и довольно плоский лиризм.

3 - в минувший четверг, вечер под условным названием "Это было у моря"


в абонементе почему-то значились песни Вертинского, Утесова, Магомаева, на них-то мы и купились, приобретая абонемент. на самом деле концерт прихватил только краешек Утесова. но сама программа была так прекрасна, что мы нисколько не огорчились.
главным действующим лицом был Волжский оркестр народных инструментов, состоявший по большей части из балалаек и домр. но репертуар был настолько обширен и разнообразен, что мы на самом деле получили большое удовольствие. это было путешествие по четырем морям с включением в программу произведений с итальянским, испанским, греческим, китайским, японским и русским колоритом.
там были и оперные арии в исполнении сопрано и тенора, и музыка народов мира, и экзотические стилизации наших авторов. очаровательная миниатюрная блондинка вынесла на сцену гусли звончатые и, не глядя на них, азартно исполнила сиртаки. добрый молодец в расшитой золотом рубахе сыграл, как позже выяснилось, свои собственные произведения в китайском стиле на диковинных инструментах под названием "хулюс" и "юй".
ближе к концу на сцену выбралась пенсионерка и сказала речь про то, как она год назад написала стихи, но скромничала и стеснялась. а вот теперь поняла, что уже может не дожить до того момента, как перестанет стесняться, и прочитала стихи про оркестр и его руководительницу Галину Иванкову. стихи все себе могут сами представить, но понятно, что это было искренне. оркестр довольно улыбался, обстановка стала менее формальной, дирижер пыталась отобрать себе на память листочек со стихами, а пенсионерка все дочитывала, а зал все аплодировал в паузах...
когда оказалось, что еще не все, и  впереди российский блок про Черное море, все уже были готовы подпевать и даже пританцовывать. когда вновь вышли солисты Елена Плешакова (та, что в образе Татьяны билась головой об пюпитр http://aeruphobia.livejournal.com/12107.html ) и Алексей Шапошников и спели, пританцовывая и держась за руки, три старинных вальса про матросские ночи, город у Черного моря и золотые деньки, зрители улыбались, раскачивались в такт и по окончании покинули зал в прекрасном расположении духа, напевая "если нравится он красавице, никуда она не уйдет..."
upd
на всем известном хостинге три часа назад появилась запись концерта от самой Галины Иванковой.
пусть тут будет :)

image Click to view


еще upd
добрый незнакомец прислал ссылку на фрагмент свиридовского концерта, тоже повешу тут.

image Click to view

берлиоз, музыка, концерт, иванкова, культпоход, свиридов

Previous post Next post
Up