настоящие правильные читатели традиционно считают Глуховского плохим писателем. ну да, нашел хорошую нишу, задал модный тренд, придумал успешную франшизу - но мы, поклонники Достоевского и Хемингуэя, такую фигню не читаем. Метро - это для упоротых, геймеров и подростков.
а пока они не читают Глуховского, тот растет и совершенствуется. не без помощи и отклика благодарных упоротых читателей.
в итоге "Метро 2035" - суровая, жесткая, где-то даже правдивая книга, насколько правдивым может быть постап. читать ее местами неудобно, местами неприятно, но идет она взахлеб. правда, снится потом всякая гадость...
очень образный и меткий язык. персонажи кажутся знакомыми в доску. станции метро воображаешь себе до деталей, включая звуки и запахи.
и да, автор наигрался с мутантами, прекрасными принцессами и сказочными богатырями. теперь только хардкор. герои вовсе не супермены, хотя спасенный во второй версии М-2033 и вернувшийся в центр повествования Артем все еще верит в чудеса и рвется наверх - чтоб услышать голос далеких галактик соседей по земному шару. и бросается в очередное эпическое хождение по станциям, встречая старых друзей и новых попутчиков, путаясь в тайнах, любовях, ошибаясь в людях и по ниточке распутывая клубок крепко завороченных секретов подземного мира.
персонажи неоднозначны и выпуклы. Леха-брокер-первоапостол; вновь Гомер - сказитель и мифотворец; Илья - несчастный учитель и косвенная жертва искусственного отбора рейховцев; снова Саша, принявшая свою нелегкую роль и не желающая менять ее на призрачное и неведомое; Летяга, кровный должник Артема; преданная Аня, засунувшая чувство собственного достоинства подальше ради любви.
Олежка с курицей, Савелий с канистрой солярки, мелкий цербер Свинолуп, ежедневно пьющий с покойниками Ордена Мельник в инвалидной коляске, серый кардинал Бессолов...
"Да спецслужбы нашему человеку богом посланы! Он буйный от природы! Пулеметы твои… Да они сами к пулеметам поближе прижались, первый ряд заняли. Зато терпеливые выжили. Хоть какая-то селекция. А как нашим человеком еще управлять? Его все время отвлекать надо. Обуздывать. Канализировать, так сказать. Идею ему подкладывать какую-нибудь. Религию или идеологию. Врагов ему придумывать все время. Не живется ему без врагов! Он без врагов теряется! Не может себя сам определить. Ничего про себя не знает."
у книжки любопытная история. автор пытался развить сюжет для очередной игры, но придумал столько всего интересного, что на книгу хватило. и книга получилась, и закруглила всю эту историю - тайны раскрыты, что зачем и кто есть кто, а вот куда бежать и чем жить - вопрос, остающийся открытым. потому что не всякому нужна ваша свобода под рентгенами, нам спокойно со свиньями и в темноте, тут даже вирусы свои, привычные... вот грибы сгнили, ну мы уже нашли новый комбикорм, какая разница, из чего, поросенок же вкусный? значит, будем жить.
что, ушел? да пусть себе... зачем он нужен. скатертью дорожка.
все сделано нами и из нас, этот мир не переделать, можно только найти в нем свое место. хочешь - иди бороться за расовую чистоту, хочешь - грибы выращивай, хочешь - обдалбывайся круглые сутки галлюциногенами, главное - что это все части одного целого, с перебоями, но функционирующего организма. нет врагов, есть только те, кто повыше и пониже, кто сумел и кто смирился.
собственно, что и следовало доказать.
читатели обвиняют автора в отсутствии мутантов, в засилии политики, в предательстве прежних идеалов, в русофобии, наконец...
читатели хотят драконов, спасения галактики и утверждения в мысли, что почти всякий человек разумен и совершенен.
благо, им есть что предложить - веру в прекрасное им вернут тысячи книжек, но не Глуховский, нет. хотя маленькую надежду на то, что есть выход и есть хорошие люди, он оставляет тем, кто дошел до конца.