пятерка зарубежных фильмов: один уже классика, остальные за последние три года.
драмы с танцами, криминалом, пингвинами и туземцами.
к концу поста - наиболее экзотичные и добрые.
Кровавая свадьба
Bodas de sangre
1981, режиссер Карлос Саура
танцевальный коллектив под руководством играющего/танцующего главную роль Антонио Гадеса прибывает в некое помещение (сцену мы не увидим, а гримуборные и танцзал в наличии). готовятся, переодеваются, гримируются, репетируют и плавно вовлекаются в спектакль по произведению Мериме о реальном происшествии, когда во время свадьбы невеста предпочла не жениха, а своего любимого. и, понятно, это плохо закончилось.
фильм почти не имеет никакого сюжета, кроме литературной основы. но это сделано филигранно, когда танцоры становятся не просто актерами, а живыми воплощениями персонажей, этот постепенный, медленный переход вдруг начинает переходить в трагедию очень быстро.
в начале разыгранных сцен не все поняла - что за колыбель без младенца, что за ведьма, которую просят уйти (может, надо почитать первоисточник, но у меня такое в прошлом), но потом все предельно ясно.
небольшой гитарный ансамбль, поющая женщина, всё с испанским надрывом и страстями.
не могу сказать, что я поклонник фламенко, но тут реально увлеклась. особенно воздействовали на подсознание массовые сцены с этой жуткой синхронностью толпы, ну а дуэтные эпизоды предсказуемо эмоциональны. очень интересно смотрятся подчеркнуто замедленные движения, два или три силуэта составляют причудливый рисунок, зачастую симметричный, как будто зеркало и отражение. все это тщательно выверено - и положения тел, и темп, и музыка, и дробь каблуков. и все пронизано пылающими чувствами.
и ты уже не думаешь, что это всего лишь актрисы, только что застегивающие друг другу молнии на спинах и ищущие аспирин, а эти брутальные испанцы с подведенными очами совсем недавно входили в здание в расклешенных джинсах.
Непрощённая
The Unforgivable
2021, режиссер Нора Фингшайдт
Рут провела в тюрьме 20 лет за убийство.
на воле оставила сестру, которой на тот момент было всего пять лет, и Рут сама растила ее, была ей как мать.
теперь можно начинать жизнь заново, но два главных условия - не видеть сестренку, не встречаться с потерпевшей семьей.
и если с первым условием Рут пытается как-то в рамках закона совладать, то второе вот-вот настигнет женщину без ее усилий.
ох и тяжелое кино, а оторваться невозможно. через полчаса стало ясно, что при моей нелюбви к теме тюрем и адвокатов я все равно досмотрю до конца.
очень крутая Сандра Буллок одним взглядом говорит все, что нужно понять о ней - но возникают критические моменты, когда героиня на грани, не может сдержаться и проявляет эмоции на всю катушку и, конечно, себе во вред.
на воле люди ничуть не лучше, чем за решеткой - делает она неприятный вывод. на ней клеймо, она не спешит делиться с теми, с кем ее сводит судьба, но не сказать - значит, соврать, и неизвестно, что хуже.
сильный, крепкий фильм, вызывающий настоящие переживания, слезы не раз подбирались близко, но удержалась. и хорошо.
для тех, кто боится смотреть про "всё плохо", скажу, что не всё.
найдутся и люди, которые поддержат, это в итоге не кино про полную безнадёгу. хотя, конечно, до последних минут будет тревожно.
партнеры по экрану тоже отличные - Джон Бернтал, Винсент Д’Онофрио, Виола Дэвис, Роб Морган, Эшлинг Франчози.
фильм снят на основе британского мини-сериала, который я не видела, и теперь уж навряд ли.
Закат
Sundown
2021, режиссер Мишель Франко
богатая лондонская семья проводит отпуск на мексиканском курорте. это два поколения - Нил, не имеющий ни жены, ни детей, и его сестра Элис с почти взрослыми сыном и дочерью.
известие о том, что мать Нила и Элис при смерти, сподвигло семью быстро собрать вещи и любыми рейсами метнуться в Лондон - всех, кроме Нила. который забыл паспорт в отеле. пообещав догнать их, он возвращается... но не совсем туда и не затем.
фильм, который вначале воспринимается как драма человека, бегущего от темы смерти, дополняется и криминальными, и остросюжетными эпизодами.
но генеральную линию доводит до конца - до открытого финала.
и мы можем его додумать, опираясь на молчаливые финальные картинки. или нет, оставить всё - так, как показалось.
вообще я как-то сама стала избегать такой тематики, уж больно много снимают фильмов об обреченности, об ожидании конца. но купилась на имена Тима Рота и Шарлотты Генсбур. и, конечно, это оправдалось. и хорошо, что не было длительной и подробной детализации всего этого тяжелого.
и тем, кто осудит героя, хочется сказать - не суди, если не был на его месте.
и все это - на фоне ослепительного солнца, сверкающего синего моря, ленивых отдыхающих и танцующих полуодетых мексиканок.
Новенький
The New Boy
2023, режиссер Уорвик Торнтон
1940-е, Австралия.
полицейский привозит 9-летнего сироту-аборигена в отдаленный от цивилизации маленький монастырь.
в нем небольшой сиротский приют, меньше десятка мальчиков. будучи подрощенными, они отправляются разнорабочими на какие-нибудь фермы.
новенький темнокож и рыжеволос, не имеет имени, презирает эти ваши цивилизованные подушки-одеяла (спит под кроватью), рубашки-сандалии (смирился только со штанами), ложки-вилки (суп хлебает горстями). очень странными деяниями завоевывает авторитет, достаточный, чтоб его не били.
интересная деталь - настоятеля нет в живых, но главная монахиня Эйлин (Кейт Бланшетт) умело имитирует его наличие.
где-то идет война, а монастырь ведет свою скромную борьбу с урожаем оливок, со степными пожарами, с бедностью... и вот однажды сюда доставляют деревянного Иисуса. который немедленно завоевывает внимание и любовь новенького.
очень самобытное кино, с множеством интересных моментов, с забавными эпизодами от Бланшетт, с очень колоритным юным главным героем (Асван Рейд).
фильм очень понравился, хотя его посыл для меня не слишком ясен.
со своей позиции могу предположить такое. что искренняя любовь и вера от неграмотного дикаря гораздо честнее и благотворнее, чем эти ваши ритуалы и церемонии.
и что они - предписанные регламентами - могут убить волшебство.
Мой пингвин
My Penguin Friend
2024, режиссер Дэвид Шурманн
в обычной бразильской провинциальной семье все - папа, мама, сын - дружны и любят друг друга.
но происходит несчастный случай...
а потом проходит много лет, и постаревший отец семейства Жоан вылавливает в море перемазанного мазутом маленького пингвина.
на юге Бразилии вообще-то пингвины встречаются, но эта местность значительно севернее, видимо, пингвин сбился с пути и не мог нагнать сородичей ввиду своего плачевного положения.
Жоан (Жан Рено) приносит несчастного домой, смывает с него грязь, кормит рыбкой и запирает в туалете, где оклемавшийся найденыш, как настоящий котик, немедленно разматывает рулон туалетной бумаги. и жена Жоана немедленно провозглашает, что не будет в этом доме никаких пингвинов!
но соседская девочка дала ему имя... а опекун построил лачужку. и когда Диндим окреп, решает выпустить его в привычную среду.
но это одна сторона дела. а с другой - ученые-орнитологи, обратившие внимание на пингвина, не боящегося людей.
и в результате такого интереса, хотя и с благими намерениями, они создают ситуацию, несущую опасность.
фильм снят по реальной истории. не знаю, все ли соответствует сценарию, была ли жизнь прототипа такой же безрадостной до пингвина, или это добавили для драматичности.
но вышло пусть даже немножко манипулятивно, придираться к этому не хочется. потому что тут настоящие люди с их настоящими чувствами и эмоциями и - самое главное - настоящий очаровательный пингвин (которого сыграли целых 10 представителей породы). как он топает по комнате, переваливаясь с боку на бок, как деловито вытаскивает шнурок из ботинка, как украшает свою пещерку каким-то пластиковым мусором...
реальную историю можно найти по цитате: "магелланский пингвин Джинджин* обитает у берегов Аргентины и Чили, но каждый год возвращается в Бразилию, чтобы побыть с человеком, который спас ему жизнь".
всегда любила пингвинов и не могла пропустить такое кино. посмотрите и вы :)
*такое написание имени, кстати, больше соответствует бразильской фонетике.