чтение пары осенних месяцев.
автобиографичные романы европейских знатных дам, подростковая и детская проза, неожиданная фантастика от мастера хоррора и целых три детектива от мастера детектива.
новых имен почти нет, продолжаю читать любимых авторов.
Элизабет фон Арним, Элизабет и ее немецкий сад
молодая женщина Элизабет перебирается с семьей в поместье с большим садом, родовой дом ее немецкого мужа. и обретает истинное счастье - она готова прямо жить в саду. тут ее любимые растения и птицы, чуть ли не все деньги, выданные ей на платья, она тратит на семена и саженцы.
рядом с ней три дочки - погодки, 3, 4 и 5 лет, она так и зовет их по месяцу рождения: Апрельская, Майская и Июньская детки.
она не любит городов, ей не требуется общество, гости тяготят ее - кроме одной дамы Ираис, с которой у нее схожие взгляды и чувство юмора, и с ней можно подтрунивать над серьезным мужем и глуповатой гостьей-приживалкой.
вначале в книге очень много подробностей про всякие розы и прочее, я чуть было не начала пролистывать. но когда пошли страницы про семью и прочих людей, стало намного интереснее. это похоже на дневниковые записи одного года, отчасти автобиография - но утверждают, что в реальном поместье не было такого роскошного сада. видимо, это любимая фантазия автора. которая, кстати, на самом деле Мэри-Аннетт, но после этой книги просила всех называть ее Элизабет.
в книге полно всякого милого и смешного, интересные наблюдения, юмор довольно тонкий, отчасти это напоминает книги Нэнси Митфорд - не столько содержанием, сколько стилем и общей насмешливостью.
и есть довольно интересные диалоги о женском равноправии, с комментариями ее мужа - да, женщин приравняли к идиотам и детям, но тебя это не касается!
во многих произведениях эта книга упоминается как утешительное и развлекательное чтение. я присоединяюсь)
Нэнси Митфорд, Не говорите Альфреду
это третья книга
писательницы из автобиографического цикла, не так давно переведенная.
но если вы помните, там не буквальная автобиография, скорее художественная проза по мотивам жизни представительницы знаменитой семьи.
Фанни уже довольно много лет замужем за преподавателем Оксфорда, богословом. у нее три сына собственных и приемный - племянник, сын умершей кузины. все они уже большие, учатся и живут при учебных заведениях. и вдруг ее муж Альфред получает назначение в Париж, послом Англии.
супруги, доселе далекие от посольского мира, вынуждены обживаться в посольстве и осваивать все эти протоколы, традиции, частенько основанные на интригах и личных привязанностях.
впечатление, что работенка непыльная - проблемы только в том, что не всем по нраву новые обитатели посольства, зато все обожают жену посла уволенного. Париж - ее стихия, и она отказывается покидать посольство. совершенно анекдотичная ситуация.
не менее анекдотично выглядит присланная родней на должность секретарши молоденькая Норти, дальняя родственница. совершенно безответственная особа, при этом столь очаровательная, что ей все сходит с рук, все ее обожают, зарплату она потратила на два года вперед и привела в посольство жить барсука и прочих питомцев, менее экзотических.
а потом - явление всех по очереди сыновей, бросивших учебу и ставших кто кришнаитами, кто мошенниками от турбизнеса, кто агентами новой поп-звезды.
и так далее :)
короче, веселая жизнь у Фанни, и чтобы не напрягать мужа-посла, многое делается без того, чтобы поставить его в известность.
книга смешная, в ней нет тех трагических моментов, которые бывали в предыдущих, но колоритные герои у Митфорд по-прежнему колоритны (и их намного больше), в этом умении ей не отказать.
прочитала с удовольствием, это хорошее неглупое развлечение.
Эдуард Веркин, Мертвец
подросток Никита живет в какой-то неназванной, но такой узнаваемой провинции. городишко окружен лесом, узкоколейкой и знаменитыми провалами, в которых можно найти все что угодно, но это страшно опасно. а еще где-то там упал метеорит, который мечтают найти все.
Никита живет один в старой халупе рядом с родительским домом. пишет какие-то дневники, рассказывая о том, что его окружает.
его отец попадает в неприятности на своем производственном участке, и родители видят один способ отмазать его от ответственности - подружить Никиту с сыном влиятельного начальника, который никак не освоится после переезда в глухомань, да и симпатий ни у кого не вызывает.
парнишка оказывается нежадным, необидчивым, несколько приставучим и болтливым, но Никиту раздражает само его существование и то, как родители взгромоздили на него ответственность, еще и в каникулы.
книга довольно странная, не всегда понятно, что хотел сказать автор, зачем он вынес целый фрагмент из середины в начало - слово в слово. и чем кончилось, тоже недостаточно информации.
но как часто бывает у Веркина, затягивает и атмосфера, и язык, и описания персонажей, и их странные поступки.
особо привлекательных людей тут, можно сказать, и нету. брат Сеня - специалист по похоронам животных. приятель Вырвиглаз - мастер совершать неприглядные действия и втягивать в них ближайших знакомых. подруга Катя - неглупая девочка, интересующаяся краеведением, бывает излишне жесткой, говоря в лицо всю правду, как она ее видит. ну а своего подопечного Дениса Никита моментально окрестил Упырем и задумал убить.
чем дальше, тем больше думаешь, кто ж тут заглавный Мертвец. к концу уже можно сделать некие выводы.
и уже кажется, что сама эта глухомань может кого угодно сделать мертвецом. но оправдать его этим - не получится. такова жизнь.
первая книга провинциальной трилогии. сделаю перерыв и попробую дальше.
Зоя Журавлева, Кувырок через голову
Ася живет в очень интересной семье.
это немного чудаковатые родители - разнообразно эрудированный папа и многое повидавшая мама. если папа просто делает все что нужно для семьи, то мама мучительно сидит над пишмашинкой с уверенностью, что она обязана написать книгу о своих приключениях и местах, где побывала (везде). дочь у них одна, зато животных разных видов - множество.
и у всех заковыристые имена - кошка Мария-Антуанетта, она же Туся; крыса Лариса, по паспорту Нюра; уж Константин - и так далее, перечислять долго. все они мирно сосуществуют, но мир иногда глючит, и тогда количество питомцев может измениться.
какого-то конечного сюжета не видно, это скорее веселые хроники семьи, которой никогда не скучно. к ним то Асин одноклассник пожить сбегает, то гости одновременно прибывают (иногда в отсутствие хозяев).
книжка добрая и смешная. конечно, юмор скорее детский (это детей легко рассмешить), но в любом возрасте можно принять эту пилюлю оптимизма, не идиотского, а просто веселого. ну и опять же - декорации 80-х, где никто не был против ночевки одноклассника в одной комнате с девочкой, а найти сбежавших по делу детей без гаджетов было почти невозможно.
мое детство этого автора не застало; дочкино как-то прошло мимо нее; думаю, еще ее почитаю, если взгрустнется.
как-то регулярно я читаю книги про девочек, часто из прошлого, хотя не намеренно. но всегда интересно.
Елена Михалкова, Тигровый, черный, золотой
Илюшин и Бабкин обычно занимаются поиском людей, но не пропавших предметов. однако временем они располагали, заработок был бы нелишним, а наниматель согласился на наобум запрошенный гонорар, каких сыщики обычно не заламывали.
и пришлось им вникать в историю двух пропавших картин.
картины по всем прикидкам были обычной бездарной мазней, но их богатый автор - профессионально занимавшийся совсем другими делами - планировал отправить их на зарубежную выставку, продать и прославиться, а чотакова.
и может было бы это не так уж интересно, но прецедент был отягощен парой насильственных смертей, явно и неявно связанных с делом, пропажей сторожа галереи и множеством вранья и интриг почти всех причастных к выставке - а это обширный круг художников и функционеров альтернативного их союза.
Михалкова погружает нас в указанную среду, и это очень интересно и подробно. про то, как сложно оценить стоимость сомнительных работ. как можно долго работать в одном русле и загубить талант. как выжать из таланта хорошие навыки ремесленника и кормить семью однотипными пионами. как передрать композицию со схем вышивки и зарабатывать на этих немудреных копиях.
про интриги уже и так ясно; разнообразие не слишком уравновешенных типажей тоже можно ожидать; коммерческая подоплека предполагается безошибочно.
частично автор возвращается к уже излюбленной и изученной тематике ювелирного дела, и как всегда, это интересно.
так что - книга вышла и увлекательная, и познавательная, и даже местами романтичная.
Елена Михалкова, Мертвый кролик, живой кролик
в офис Илюшина и Бабкина обращается дама, которая показалась им знакомой. была узнана по голосу - все остальное сильно изменилось: цвет волос, черты лица, комплекция... однажды она уже фигурировала в их расследовании, но дело тогда закончилось провалом.
теперь же она обращается по поводу исчезновения одного из двух своих сыновей.
все осложняется тем, что ее давно заочно похоронили, как пропавшую без вести. то есть некоторые факты и способы можно использовать с большой осторожностью - Нина не общается с семьей. но в остальном у нее все в порядке, и собственную новую жизнь менять на старую она не хочет. но у нее есть свой осведомитель, старая подруга, поддерживающая связь с бывшим мужем и сыновьями Нины.
а потом происходит новый виток событий, усложняющий пути поисков.
ситуация, конечно, странноватая на первый взгляд. но постепенно все вырисовывается, и многое проясняется, и уже кажется достаточно складным.
это история о сложных внутрисемейных интригах, о преследующих всю жизнь психотравмах и о том, как сложно решить свои психологические проблемы без квалифицированной помощи, да и без желания близких понять, принять, помочь.
читается как всегда легко и увлекательно, переживать есть за кого, и еще - люди раскрываются то так, то этак, и мнение о них тоже меняется по ходу дела.
но веселой или хотя бы смешной эту книгу назвать сложно - разве что посмеяться над портретами некоторых второстепенных персонажей.
Елена Михалкова, Посмотри, отвернись, посмотри
у книги довольно нетривиальная для детективов структура.
первая часть - подробная история Полины. обычная девушка, обычный образ жизни, таких много. недавно замужем, счастлива.
вторая часть - про Сашу. неблагополучная семья, циничный и жадный папа-абьюзер, беспомощная наркоманка-мать.
в обычной жизни они никогда бы не встретились, ну или прошли бы мимо друг друга.
но их соединил странный поворот судьбы, который еще придется разгадывать оставшуюся треть сюжета и как-то из него выбираться. причем пара Илюшин-Бабкин появляется только в этой части. очень многое легло на плечи самих девушек и начало заводить не туда, ввиду их вовлеченности и некоторого безрассудства.
типичный пример, когда к официальным органам или даже частным сыщикам долгое время не считают возможным обратиться - по разным причинам.
книга достаточно мрачная, но затягивает со страшной силой.
хотя бы потому, что героини живые, привлекают и характерами, и поступками (пусть и необдуманными), сразу же начинаешь переживать, затаивать дыхание, сочувствовать.
именно в этом романе все очень серьезно, обе героини сильно рискуют жизнью и при этом лезут в самое пекло. здесь нет ни сатиры, ни смешных недоразумений, ну разве что местами юмор и ирония как смягчающий компонент. и даже Макар оказался жутким циником (к концу чуточку исправился). очень глубокая книга с интересными яркими персонажами и первого, и второго плана.
Дарья Бобылева, Неучтенная планета
главный герой - Селес, он в симбиотическом союзе со своим кораблем. корабль разумный, но не гуманоид. такие формирования свойственны для данной расы, у которой нет своей планеты, их мало, они рассеяны по вселенной и редко встречают себе подобных. но у Селеса есть Айа, это еще одна гуманоидная составляющая другой пары симбионтов. она взбалмошная, неуравновешенная и рисковая, и вот на одной из планет она покусана морфом, и это причинило незапланированные последствия. а у Селеса навязчивая идея - искать корни своей расы, которую называют неолюди, по сходству с землянами. и в ходе таких поисков он прибывает на планету, которая в ментальном поле предложила поискать у себя нечто очень интересное для Селеса.
довольно масштабная, затейливо продуманная фантастика. здесь очень много всего, полагаю, и отсылок к классике полно. в основном бросается в глаза прогрессорство - как его понимают в данной системе. есть раса, которая старается сделать так, чтобы на всех планетах царил мир: они всех приветствуют фразой "вы довольны?" - но в особо тяжелых случаях просто зачищают планету от гуманоидов и ждут, когда там сформируется новая разумная жизнь.
читается довольно интересно, есть фирменный юмор автора, есть интересные характеры, есть достаточно оригинальные идеи, и даже трогательные и переживательные эпизоды. но ближе к финалу начинаешь немного уставать от этой многослойности и чуточку путаться. тем не менее, считаю книгу достаточно удачной - учитывая, что автор до сих пор увлекалась мистикой и фольклорными хоррорами.
в книге довольно много затронуто важных аспектов человечества - земляне там хоть и не главные герои, но главным приходится преломлять их жизненные ориентиры через свои незамутненные мозги, со стороны это достаточно интересно. что за неудовлетворенность движет постоянными коллапсами - и общественными, и природными... и можно ли по одному всем землянам выправить мозги и все уладить.
дочитав, обнаружила - конец первой книги. дальше, наверное, еще не написано.
в космосе хорошо! вы довольны?