пятерка фильмов разных лет.
все фильмы от известных режиссеров, что-то уже классика, что-то имеет все шансы ею стать.
драмы и комедии в разных пропорциях.
расположила от более тяжелых к более легким. хотя это может быть субъективно - в конце концов, это не рядовые фильмы в примитивных жанровых рамках.
Месть
In a Better World / Hævnen
2010, режиссер Сюзанна Бир
два подростка знакомятся в датской школе.
Элиаса травят за шведское происхождение, за передние зубы, за нерешительность. его отец - врач-вахтовик, работает в Африке, с мамой недавно разъехался.
Кристиан приехал из Лондона с отцом, его мама недавно умерла от онкологии. мальчика поселили у бабушки. с отцом у него нет взаимопонимания - мальчик не может забыть мучений матери и считает, что отец ждал ее смерти.
все начинается, когда Кристиан видит, как обижают его соседа по парте, а потом его же отца, и оба ничем не могут или не хотят ответить. и берет все в свои руки. а это приводит к очень опасной ситуации.
краеугольный камень фильма - размышления о том, как отвечать на явное зло. отвечать ли; отвечать ли тем же; как показать, что ты не боишься этого зла; как не перегнуть палку и в какой момент можно преступить профессиональную клятву.
дети - максималисты; ребенок с серьезной душевной травмой может как затаиться и терпеть до предела, а может сразу пойти ва-банк. эти два состояния мы видим у мальчиков. видя, что взрослые не могут переломить ситуацию, берут все на себя.
очень тяжелый фильм. с самого начала. очень сильный, переживательный, ставящий нелегкие вопросы.
несчастные дети.
взрослые, порядочность которых сдерживает тяжелые решения, тоже имеют пределы терпения. профессионализм препятствует решительным мерам, а честность провоцирует подростков на бунт.
если бы еще финал был трагичным, я б совсем расклеилась, и так долго не могла успокоиться.
не сразу поняла, почему у меня файл называется вторым вариантом названия - In a Better World. потом почитала, подумала... в Африке врач сталкивается с жестокостью, на которую не найти управы. и не сразу решается как-то против нее выступить. в благополучной Скандинавии должно же быть лучше... но это еще как сказать.
Микаэл Персбрандт, Трине Дюрхольм, Ульрих Томсен, Вилльям Йенк Нильсен, Маркус Рюгорд, Ким Бодния - отличный актерский состав.
Рассекая волны
Breaking the Waves
1996, режиссер Ларс фон Триер
1970-е, шотландский поселок. Бесс, выходящая замуж за датского буровика Яна, наконец-то познает счастье половой любви.
она выросла в жестких условиях почти секты, наивна, добра, простодушна.
разговаривает с богом на два голоса - за себя и за него.
опытный муж открывает ей все радости секса, и она теперь живет только им, его объятиями и прочими причиндалами. и страшно страдает, когда он возвращается на свою нефтяную платформу. и просит бога, чтоб муж скорее вернулся, ибо она сохнет и чахнет.
и допросилась таки. на свою беду.
фильм разделен на главы, каждая предваряется отличной песней, в итоге собирается целый альбом крутой рок-музыки. и названия глав уже дают понять, что хорошего тут не жди.
Бесс одержима спасением любви. она как-то внутри своей наивной головы и под давлением депрессивного Яна вырабатывает методику, совершенно немыслимую для любого нормального человека. но она в этой наивности и жертвенности тверда и не сходит с намеченного пути.
фильм потрясающий. в концепции весьма причудливо сочетаются религиозная одержимость с одержимостью чувственной, эротической. вбитое с рождения пуританство выплескивается в разнузданность и при этом от религии не отходит - разве что в самом конце, когда Бесс высказывает все, что она думает, мужчинам-святошам.
мне всегда нравилась Эмили Уотсон, но я как-то привыкла видеть ее более взрослой. а тут она дебютантка, и в это сложно поверить. видимо, ее врожденная органичность позволила сыграть столь цельную натуру. какая у нее улыбка, какой взгляд...
Стеллана Скарсгарда тоже впервые видела в подобной роли.
наверное, это и правда лучший фильм Триера - я смотрела малую часть их, но склонна поверить в это. тяжелый, но с каким-то светлым лучиком в финале.
Фанни и Александр
Fanny och Alexander
1982, режиссер Ингмар Бергман
большая семья Экдаль собирается в родительском доме праздновать Рождество.
множество нарядных комнат в красных тонах, дорогая обстановка, роскошная елка, снующие туда-сюда слуги в парадной форме, горы подарков.
немного грустная бабушка (Гунн Волльгрен), тоскующая по молодости, по ушедшей насыщенной жизни, по умершему мужу. прикладывается к коньячку и понукает прислугу, которой сама же вовремя не сказала про торт.
из-под кровати и прочих укромных местечек за кутерьмой наблюдает мальчик Александр (Бертиль Гуве), который собственно и станет главным рассказчиком.
о том, как дурачатся подвыпившие взрослые, как мужчины назначают свидание служанкам, а женщины снисходительно посмеиваются и сплетничают. о том, что вскоре случится и вызовет безмерную печаль у большинства родственников. и о том, как спустя некоторое время кардинально изменится его жизнь, а также его мамы и сестры Фанни.
не будучи знатоком Бергмана, я чисто случайно выбрала этот фильм для начала. видимо, он не самый сложный по языку и не самый муторный. и он очень емкий, в нем много всякого.
есть красивое, есть смешное, есть неоднозначное, есть трагичное, но есть и доброе. и справедливость в итоге торжествует.
а в процессе просмотра меня накрыла ностальгия по детству.
вот эти семейные праздники - когда при любом достатке было принято собирать всю родню и накрывать стол - куда-то канули. моя бабушка была из тех, кто держал эти связи между близкими. и ощущение от этих праздников с домашними пирогами, накрахмаленными скатертями и хрустальными графинами я помню. как и бабушкины торты, знаменитые и всеми любимые.
Друзья Питера
Peter's Friends
1992, режиссер Кеннет Брана
компания друзей встречается через 10 лет после выпуска из колледжа. естественно, все не только повзрослели, но и обзавелись кто чем - семьи, дети, работа и прочее отягчающее. поэтому кто-то легко вернулся к привычному стилю общения, а кто-то и изменился, и пострадал, и пережил. да еще и привел с собой чуждые элементы - спутников жизни из других кругов.
повод для встречи: один из них, одинокий Питер (Стивен Фрай), похоронил родителей и вступил во владение приличным поместьем, теперь хочет встретить Новый год в кругу старых друзей. почему он одинок - не очень понятно, но в свете новостей весьма интригует, особенно одиноких дам, особенно Мэгги, работницу издательства (Эмма Томпсон).
да, здесь неплохой набор английских звезд, и все молоды и разыгрывают роли, не похожие на теперешние.
Хью Лори - нервный молодой папаша, муж еще более нервной Имельды Стонтон.
Кеннет Брана (он же режиссер) здесь - муж сериальной звезды (Рита Раднер, она же сценарист), который пойдет вразнос.
Стивен Фрай - темная лошадка, хотя и радушный, и милый, и застенчивый, почему-то отклоняющий все, что претендует на отношения чуть ближе дружеских.
большинство персонажей связаны с кино, телевидением, рекламой, это добавляет экспрессии и "милых" рекламных джинглов.
понравилась Филлида Ло, играющая домработницу Веру, умело жонглирующую крышками кастрюль и самолюбием зарвавшихся звездочек.
алкоголь и личные коллизии выпустят немало джиннов из плохо закупоренных бутылок. не всякая птица долетит до заветной полуночи.
фильм и смешной, и дурацкий, и щемящий, в нем есть все, что нужно для новогодней сентиментальной комедии.
upd: в комментарии Ириски спойлер, если планируете смотреть - не читайте.
Развод
Le Divorce
2003, режиссер Джеймс Айвори
американка Изабель (Кейт Хадсон) летит в Париж навестить и поддержать беременную сестру Рокси (Наоми Уоттс) и прямо у подъезда сталкивается с убегающим из семьи мужем Рокси.
оказывается, Шарль-Анри (Мельвиль Пупо), неустойчивая творческая личность, нашел свое вдохновение в чужой жене Магде, русского (!) происхождения с противным кукольным голоском. а Рокси пусть остается на сносях и с дочкой одна, да кстати и ее фамильное достояние - картину, автором которой может оказаться Жорж де Ла Тур, желательно если не отобрать, то поделить.
тут и начинается свистопляска - потрясенная Рокси не знает, как жить дальше, Изабель вместо хлопот вокруг сестры завязывает интрижки, а две семьи обеих разводящихся сторон вступают в сложные, не всегда логичные отношения с целью как-то все уладить и не потерять имущества.
картина про Святую Урсулу написана специально для фильма, как и во
Фламандской доске, хотя ее атрибуция все-таки остается под вопросом. интересная, кстати, картина получилась.
фильм симпатичный, но несколько ведущих интриг как-то рассыпаются и не удерживают нужного нерва.
виды Парижа, магазинчики с изящным бельем и рестораны с шикарными сервировками, ежедневно меняющая имидж молоденькая Хадсон радуют глаз; небольшие забавные эпизоды если не смешат, то вызывают улыбку; эпизоды с неуравновешенным мстителем заставляют понервничать.
но все вместе скорее экранизация дамского романчика, приятная и не грузящая.
посмотреть можно, и даже получить удовольствие, все-таки Айвори. весь актерский состав перечислять нет смысла, там не менее десятка громких имен, уже это придает смысла просмотру.
но чего-то серьезного, цельного, волнующего не вышло. немного расхолаживающая мелодрама с утешительным финалом.