не пой, красавица, при мне

Oct 29, 2023 23:17




когда в последний раз была в нашей Царицынской опере, мне посоветовали сходить на "Сказки Гофмана" Оффенбаха.

и вот я удачно заглянула в афишу, и запланировала, и побывала на спектакле вчера, 28.10.2023.
и это действительно было замечательно.
посмотрев наскоро программку, увидела, что несколько уже любимых солистов поют в другом составе, но была заинтригована участием весьма опытных и ничуть не хуже. в итоге - все были молодцы.

либретто включает пролог, три картины по трем разным произведениям Гофмана и эпилог. антракт сделали после первой картины, которая, если сравнивать с википедией, должна быть третьей. но то, как вышло - мне показалось достаточно логично; к тому же эмоции шли по нарастающей, и это правильно.
вначале сюжет кажется не слишком четким, из-за чего первое действие выглядит несколько размытым, тем не менее музыкально интересным. в прологе нас приглашают в таверну, где веселая тусовка ожидает Гофмана, чтоб за кружкой послушать рассказы о его приключениях.



одна из лучших хоровых сцен - если не считать хоровод в таверне  с пением и приплясыванием

тут надо сказать, что оформление сцены весьма оригинально при всей его простоте. театральный художник Гарри Гуммель, родившийся в Караганде, живущий в Германии, а в промежутке работавший в Ленкоме, разработал декорации из огромных полупрозрачных плоских фигур, которые в разных сценах служат винными бутылками, или пузырьками с лекарствами, или убежищем мятущихся душ; возможно, также посудой для экспонатов своеобразной кунсткамеры. за ними прячутся хористы и статисты, видны их силуэты, исполняющие некий миманс.
в разных частях цвет бутылок меняется, как и общий колорит всей постановки, такая концепция.



Руслан Сигбатулин на фоне сценических бутылок

вся или почти вся мебель, барная стойка и рояль - прозрачные или зеркальные, что тоже работает на создание зыбкой, фантомной атмосферы. остальное, как теперь часто бывает, сделано световым оформлением, достаточно стильно и интересно. очень веселилась, когда при продаже розовых очков на стенах и бутылках возникли надписи типа ЫКМБШ и тд :)
также в начале на сцене появляется слегка демонический персонаж (по демонам и мачо у нас главный баритон Руслан Сигбатулин), желающий любить некую Стеллу и увести ее у поэта, в которого она влюблена.

а теперь представьте себе невысокую, полненькую симпатичную актрису.
сначала она появляется в огромном карикатурном рыжем парике, ведет себя вольно, задирая ножку из-под широкой юбки и охмуряя то одного, то другого с целью похитить тень в угоду третьему.



Джульетта с Никлаусом исполняют баркаролу

потом она предстает невзрачной, стриженой, одетой в скромное серое платье и с уродливой повязкой на глазах, в больничной инвалидной коляске. она мечется между возлюбленным Гофманом - который уговаривает ее не петь, ибо ее мать умерла от пения, а Гофман хочет создать с ней счастливую семью без всяких песен - и доктором, соблазняющим ее сценой и успехом.



Антония, которой нельзя петь, от этого умирают

и вдруг в третьей картине это - совершенно стимпанковский образ. это механическая кукла, поющая и играющая на арфе, вызывающая восхищение окружающих. в нее влюбляется Гофман: ему продали розовые очки, в которых он видит прекрасную живую девушку.



Олимпии принесли арфу

все это - наша местная прима, сопрано Анна Девяткина, обворожительная женщина и любимица публики. практически все основные исполнители играют в спектакле по 3-4 роли. она не просто очень разная в каждом образе, в ней бездна самоиронии. автоматон в ее исполнении - это чистый восторг, ее длинная ария трижды прерывалась аплодисментами в паузах, когда завод куклы кончался и она умолкала, требуя очередного пинка от мастера.
но смешной она была не всегда. во второй, трагической картине она пела такие дуэты с Гофманом и призраком матери, что я немножко утирала слезы.

а поскольку автоматона сделали из этой бедняжки, то последовательность картин обрела свою логичность.
кстати, вначале она исполняла с артисткой Филипповой (которая пела также мужскую партию Никлауса, искусителя и музы Гофмана, вообще-то одну из главных ролей) знаменитую баркаролу, про которую я совершенно не помнила, что она отсюда. хорошо исполнили, тихо и нежно, я даже в какой-то момент подумала, что Девяткина не в голосе, но потом она развеяла мои упадочнические впечатления.



Олимпия, более общий план

так вот, суть в том, что куртизанка Джульетта, певица Антония и автоматон Олимпия - три ипостаси некоей Стеллы, с которой и начался рассказ. этакой разносторонней женщины, в которую были влюблены разные ипостаси Гофмана (взятые из разных произведений вместо выведенных там персонажей).
и эти безумные увлечения под парами спиртного привели его к развоплощению души.



Руслан Сигбатулин в роли Коппелиуса, с ним Никлаус и еще кто-то,со спины не понять

стоит также отметить замечательные хоровые сцены и отличные подтанцовки от кордебалета, как правило очень смешные - монахини и санитары маршировали по сцене, задорно выкидывая ноги в разные стороны. поэтому нам казалось, что опера комическая, ну хотя бы местами, правда, про это нигде не написано, скорее наоборот.
тем не менее, хотя в целом сюжет достаточно поучительный и отчасти грустный, впечатление довольно светлое и жизнеутверждающее, и то, что Гофман вполне зловещий рассказчик, тут как-то не слишком педалируется. исполняет его роль, кстати, ранее мной не замеченный тенор Алексей Михайлов (он у нас не так давно поет), не слишком молодой и не слишком фактурный на вид, но как он играл и пел - я была очарована. у него тут огромная эмоциональная и вокальная нагрузка, и он просто великолепно все сделал.



Гофман опять не наш, наш не так живописен, как Виталий Ревякин, но все равно хорош

костюмы тоже хочется отметить - они не столько роскошные, сколько стильные, особенно стимпанковские. эти огромные шляпы, эти безумные окуляры, кожаные плащи, решетчатые кринолины и прочие радости - ну красота же. над костюмами работала московская художница Татьяна Кондрычина.



здесь не только Гофман не наш, но и Джульетта - Роксана Манвелова, молодая актриса, я ее пока нигде не видела
куплеты Олимпии в ее исполнении здесь

а спектаклю всего полтора года, он поставлен приглашенным известным оперным дирижером Михаилом Панджавидзе.



кадр  подготовки декораций

добавлю, что все было исполнено на французском языке, который я не так чтоб знаю, чтоб оценить произношение, но мне показалось, что все сделано как минимум старательно и выглядело естественно. перевод у нас обычно выдают субтитрами под потолком.
проверяла в день спектакля - зал был раскуплен на 100%. очень рада за наш театр. он еще молод, небогат, но в нем есть отличные голоса, оркестранты и оформители, я надеюсь, у него хорошее будущее. люблю нашу оперу, даже если иногда придираюсь.



исполнители самых главных партий - Анна Девяткина и Алексей Михайлов

все фото взяты из интернета, большинство с официального сайта театра. к сожалению, съемок спектакля полностью в нашем составе не нашлось. если появятся - добавлю. видела около сцены человека с камерой.

для особо культурных бегемотов и прочих любопытных - программка.
и еще небольшой бонус.
[программка]прошу прощения, днем сфотографировать не вспомнила, а теперь фото лампой засвеченное получилось. но смысл понятен - выглядит элегантно, либретто подробное. фото кликабельны.






для контраста покажу скриншот кусочка интервью, взятого нашим муниципальным тв, с их сайта.
я тут не стала все ляпы подчеркивать, там почти все безграмотно - только самое прекрасное.
это фрагментарная текстовая запись с видео, которое вот тут - достаточно интересное. режиссер, кстати, очень четко выговорил - до суперколоратуры. но где ж им бедным посмотреть, как оно пишется?




театр, оффенбах, культпоход, сказки гофмана, царицынская опера, опера

Previous post Next post
Up