крепитесь, люди. пять современных российских фильмов на достаточно сложные темы. вначале совсем тяжко, потом уже светлее, хотя и не без легкой грусти - но душевно и местами смешно. ну и скоро лето, да.
Ничья 2021, режиссер Лена Ланских
Вика живет в какой-то дремучей и бедной провинции, ей 14, и у нее есть ребенок. но его как бы нет - рожденный от неправильной и нежеланной связи, формально он не существует. а у Вики проблемы - она прогуляла школу, она нездорова, она потихоньку едет крышей от того, что ее никто не любит, ей никто не верит. и даже те, кто к ней относится чуть получше других - ей не могут помочь. а еще у нее нет будущего. девочка в общем-то не хуже и не лучше большинства ровесниц - но ей явно недодали любви, воспитания, доверия, защиты. она не умеет выживать, не умеет отказать, у нее есть только капелька наглости и немного упрямства. а вокруг обшарпанные квартиры, облупленная плитка, грязные подъезды, темные дворы, полупустая электричка и слякотный лесок.
это не фильм, это какой-то концентрат безысходности и боли. некоторые сцены - вообще ад как он есть, например поминки. с одной стороны, это плохое кино. оно совершенно однобокое, в нем нет ни капли надежды. оно муторно тянется и тянется, его хочется промотать - наверное, это было бы верным решением, все равно говорят они так, что половины не разобрать. но нельзя утверждать, что такое кино нам не надо. оно о том, чего у нас выше крыши (той, поехавшей) - недорощенных, ненужных, непутевых подростков, которые не знают как жить, как постоять за себя, как отказать. удовольствия у них сомнительные, предки равнодушные, учителя сторонятся, и даже охранник магазина, где Вика наглядно ворует, отмахивается, надоела, одни хлопоты с ней. дебютантка Анастасия Струкова сыграла неплохо - как написано вот тут , героически. советовать никому не буду. кому надо такое смотреть, те смотреть точно не будут.
Герда 2021, режиссер Наталья Кудряшова
у молоденькой Леры ничего хорошего в жизни. учится на социолога и вынуждена ходить по квартирам с соцопросами, чтоб зачли практику. квартиры - отдельный беспросвет. по вечерам танцует в стрипклубе, пикируясь со злобными коллегами и терпя их нападки, про ублажение клиентов и так ясно. мама конечно у нее прекрасная, но не жизнеспособная, Лера то и дело следит за таблеточками и открытыми окнами. папа набегает пьяный с пистолетом, раздалбывая двери и требуя ласки. а больше собственно ничего и нет - только сны, в которых просто ничего плохого, пусть даже и хорошего особенно нету.
это совершенная концентрированная чернуха без единого светлого пятнышка. когда за проблеск счастья можно принять тот факт, что[спойлер]однажды ее отпустили с субботника незатрaxанной до смерти- это дно. я конечно очень уважаю режиссера - хотя бы за пару фильмов, которые мне понравились. да и тут в целом при всей мрачности фильм неплохо сделан и сыгран. героиню - обнять и плакать. но - невнятные бормочущие диалоги, множество моментов, которые надо как-то толковать для понимания, и это непросто... включая финал. в общем, я бы это не предлагала тем, кому такого не хочется. актрису Анастасию Красовскую я также видела в сериале " Черная весна", девочка интересная, раздевается охотно. и у нее тут есть Юра Борисов в напарниках.
Хронос 2022, режиссеры Роман Просвирнин, Дмитрий Аболмасов
привлекло имя Кира Булычева, чьи произведения легли в основу фильма-альманаха. все они связаны тематически - это некая закулисная машина времени, соединяющая современность и 1940-е, то есть тема ВОВ и около так или иначе задействована.
первый сюжет то ли слабовато снят, то ли плоховато сыгран, но я не прониклась. еще и со звуком там неважно - многие голоса обработаны для спецэффектов и звучат неразборчиво. это рассказ о современном читателе и о писателе, умершем в блокаду - "Поломка на линии".
со вторым было уже лучше - и наличие Пускепалиса в главной роли, и сам по себе использованный сюжет известнейшего рассказа "Можно попросить Нину?" сработали. и несмотря на то, что сценаристы слегка изменили детали, важное осталось. и смотреть было более переживательно, хотя некая наивность и простодушие присутствуют. впрочем, это скорее от автора, и в третьем фрагменте это тоже наличествует.
послевоенная Москва, коммуналка, в ней знакомятся жильцы - женщина с сыном и молодой одинокий парень, который всячески пытается им помочь. и спустя некоторое время раскрывается его секрет, а обстоятельства таковы, что вскоре придется делать фатальный выбор. это "Шум за стеной", я рассказа не помню, но пишут, что от него мало что осталось. тем не менее, получилось довольно ностальгично и даже немножко зрелищно. туфельки, правда, я б заменила, ну не носили такой высоченный каблук в те годы, да еще и не снимая.
в общем, посмотреть можно, если не сравнивать с литосновой слишком уж придирчиво. помимо Пускепалиса, в ролях также Ю. Назаров, М. Горевой, И. Жидков, Д. Ендальцев и др.
Со мною вот что происходит 2012, режиссер Виктор Шамиров
у Артема чрезвычайно непростое время. к нему из Волгограда приехал старший брат Валентин с отцовскими медицинскими данными, и врачи дают неблагоприятные прогнозы. но жизнь как-то кипит - работа, подготовка к новогоднему корпоративу. все вроде несложно распланировано - проводить брата на самолет, отрепетировать песню для выступления, получить в прокате фрак, прихватить подругу - и можно немного расслабиться на мероприятии.
но все идет не так. [спойлер]самолеты не летают, подругу пришлось отослать, соседская девочка ночует в подъезде никому не нужная, выступление придется переиграть, везде пробки, а у Артема такая прошивка - помогать тем, кому это нужно. и он колесит по Москве вместе с братом и соседкой, пытаясь везде успеть. и репетирует. прямо в машине.
такая грустно-забавная хроника одного дня, девизом которой становится репетируемая песня - в праздной суете разнообразные не те. очень просто придумано, очень жизненно, очень близко и понятно. режиссер в роли лысого Валентина - суетливый, мелкий, провинциальный, нудный, правильный, нерешительный. Куценко в роли лысого Артема - немногословный, воспринимает всякую чужую проблему как свою, таскает по городу этих неприкаянных людей и пытается сделать всем хорошо. и в роли ненужной Аленки - Александра Петрова, которая за последующие 10 лет нигде не снялась.
небольшое душевное кино о том, как сложно выбраться из водоворота текучки, в котором и хорошее, и плохое, но плохого почему-то больше. а про переоценку ценностей, про понимание, кто тебе нужен, а кто лишний, где прогнуться, а где забить - это и так ясно, можно не упоминать. только вот недосмотр - "Чапурники" у нас произносят с ударением на последний, а не на второй слог.
Нормальный только я 2021, режиссер Антон Богданов
распустив последнюю летнюю смену, директор пионерлагеря с наслаждением громит наглядную агитацию, пластилиновые поделки, наивные рисунки и с чувством выполненного долга идет к мэру - сговариваться насчет нового взаимовыгодного бизнеса на месте лагеря. поделив будущую прибыль, он возвращается в лагерь, а там - опа, новая смена. от минсоцразвития. состоящая из инвалидов, детей и немного старше. у них во главе Надежда (Ольга Лерман), которая не реагирует на вялое сопротивление начальства и ведет подопечных в корпуса.
лагерь, между тем, почти начали громить уже механизированными средствами, но приостановили до завтра, чтоб всех выселить. а завтра новый день и новые затеи - для этих ребят всё приключение, даже если они голодные. директор, недолго думая, приглашает на смену трудных пацанов, которые подрабатывают в автосервисе и которых легко соблазнить кормежкой. естественно, с целью запугать смену Надежды и склонить к отъезду. с ними едет начальник сервиса, который заставляет их отжиматься и подтягиваться по сто раз каждый час (отличный Виторган). и вот эти два маленьких коллектива вступают в несанкционированный надзорными органами контакт.
фильм не лишен недостатков, он несколько наивен, а вопросы инклюзивности вообще спорный момент. но тут она получилась по злому умыслу, а сработала так, как решил режиссер. и получилось в целом довольно доброе, местами сентиментальное, местами смешное кино. за эту попытку уже можно сделать скидку на режиссерскую неопытность Антону Богданову (один из Реальных пацанов, которых я не видела). он же играет главную роль, в которой проходит некий путь изменения. Хабенский последнее время с удовольствием играет карикатурные комические роли, и тут, несмотря на примитивный в целом образ, подошел к работе с изобретательностью и интересными эпизодами. ну а в роли детей-инвалидов - настоящие дети с инвалидностью, причем разной, примерно всех видов по паре или по одному. и им явно понравилось сниматься, а некоторые, похоже, использовали собственные наработки - кто что умеет делать. и отдельное спасибо тому, кто придумал использовать песню "Верхом на звезде" - она звучала трижды, и все три раза была как нельзя более к месту, кое-где я под нее чуть не всплакнула.