ненужные дети, ненужные песни, ненужный лагерь

Apr 18, 2023 12:40

крепитесь, люди.
пять современных российских фильмов на достаточно сложные темы.
вначале совсем тяжко,  потом уже светлее, хотя и не без легкой грусти - но душевно и местами смешно.
ну  и скоро лето, да.

Ничья
2021, режиссер Лена Ланских



Вика живет в какой-то дремучей и бедной провинции, ей 14, и у нее есть ребенок.
но его как бы нет - рожденный от неправильной и нежеланной связи, формально он не существует.
а у Вики проблемы - она прогуляла школу, она нездорова, она потихоньку едет крышей от того, что ее никто не любит, ей никто не верит. и даже те, кто к ней относится чуть получше других - ей не могут помочь. а еще у нее нет будущего.
девочка в общем-то не хуже и не лучше большинства ровесниц - но ей явно недодали любви, воспитания, доверия, защиты. она не умеет выживать, не умеет отказать, у нее есть только капелька наглости и немного упрямства.
а вокруг обшарпанные квартиры, облупленная плитка, грязные подъезды, темные дворы, полупустая электричка и слякотный лесок.

это не фильм, это какой-то концентрат безысходности и боли. некоторые сцены - вообще ад как он есть, например поминки.
с одной стороны, это плохое кино. оно совершенно однобокое, в нем нет ни капли надежды. оно муторно тянется и тянется, его хочется промотать - наверное, это было бы верным решением, все равно говорят они так, что половины не разобрать.
но нельзя утверждать, что такое кино нам не надо. оно о том, чего у нас выше крыши (той, поехавшей) - недорощенных, ненужных, непутевых подростков, которые не знают как жить, как постоять за себя, как отказать. удовольствия у них сомнительные, предки равнодушные, учителя сторонятся, и даже охранник магазина, где Вика наглядно ворует, отмахивается, надоела, одни хлопоты с ней.
дебютантка Анастасия Струкова сыграла неплохо - как написано вот тут , героически.
советовать никому не буду. кому надо такое смотреть, те смотреть точно не будут.

Герда
2021, режиссер Наталья Кудряшова



у молоденькой Леры ничего хорошего в жизни.
учится на социолога и вынуждена ходить по квартирам с соцопросами, чтоб зачли практику. квартиры - отдельный беспросвет.
по вечерам танцует в стрипклубе, пикируясь со злобными коллегами и терпя их нападки, про ублажение клиентов и так ясно.
мама конечно у нее прекрасная, но не жизнеспособная, Лера то и дело следит за таблеточками и открытыми окнами.
папа набегает пьяный с пистолетом, раздалбывая двери и требуя ласки.
а больше собственно ничего и нет - только сны, в которых просто ничего плохого, пусть даже и хорошего особенно нету.

это совершенная концентрированная чернуха без единого светлого пятнышка. когда за проблеск счастья можно принять тот факт, что[спойлер]однажды ее отпустили с субботника незатрaxанной до смерти- это дно.
я конечно очень уважаю режиссера - хотя бы за пару фильмов, которые мне понравились. да и тут в целом при всей мрачности фильм неплохо сделан и сыгран. героиню - обнять и плакать.
но - невнятные бормочущие диалоги, множество моментов, которые надо как-то толковать для понимания, и это непросто... включая финал.
в общем, я бы это не предлагала тем, кому такого не хочется.
актрису Анастасию Красовскую я также видела в сериале " Черная весна", девочка интересная, раздевается охотно. и у нее тут есть Юра Борисов в напарниках.

Хронос
2022, режиссеры Роман Просвирнин, Дмитрий Аболмасов



привлекло имя Кира Булычева, чьи произведения легли в основу фильма-альманаха.
все они связаны тематически - это некая закулисная машина времени, соединяющая современность и 1940-е, то есть тема ВОВ и около так или иначе задействована.

первый сюжет то ли слабовато снят, то ли плоховато сыгран, но я не прониклась. еще и со звуком там неважно - многие голоса обработаны для спецэффектов и звучат неразборчиво. это рассказ о современном читателе и о писателе, умершем в блокаду - "Поломка на линии".

со вторым было уже лучше - и наличие Пускепалиса в главной роли, и сам по себе использованный сюжет известнейшего рассказа "Можно попросить Нину?" сработали. и несмотря на то, что сценаристы слегка изменили детали, важное осталось. и смотреть было более переживательно, хотя некая наивность и простодушие присутствуют. впрочем, это скорее от автора, и в третьем фрагменте это тоже наличествует.

послевоенная Москва, коммуналка, в ней знакомятся жильцы - женщина с сыном и молодой одинокий парень, который всячески пытается им помочь. и спустя некоторое время раскрывается его секрет, а обстоятельства таковы, что вскоре придется делать фатальный выбор. это "Шум за стеной", я рассказа не помню, но пишут, что от него мало что осталось. тем не менее, получилось довольно ностальгично и даже немножко зрелищно.
туфельки, правда, я б заменила, ну не носили такой высоченный каблук в те годы, да еще и не снимая.

в общем, посмотреть можно, если не сравнивать с литосновой слишком уж придирчиво.
помимо Пускепалиса, в ролях также Ю. Назаров, М. Горевой, И. Жидков, Д. Ендальцев и др.

Со мною вот что происходит
2012, режиссер Виктор Шамиров



у Артема чрезвычайно непростое время. к нему из Волгограда приехал старший брат Валентин с отцовскими медицинскими данными, и врачи дают неблагоприятные прогнозы.
но жизнь как-то кипит - работа, подготовка к новогоднему корпоративу. все вроде несложно распланировано - проводить брата на самолет, отрепетировать песню для выступления, получить в прокате фрак, прихватить подругу - и можно немного расслабиться на мероприятии.

но все идет не так.
[спойлер]самолеты не летают, подругу пришлось отослать, соседская девочка ночует в подъезде никому не нужная, выступление придется переиграть, везде пробки, а у Артема такая прошивка - помогать тем, кому это нужно.
и он колесит по Москве вместе с братом и соседкой, пытаясь везде успеть. и репетирует. прямо в машине.

такая грустно-забавная хроника одного дня, девизом которой становится репетируемая песня - в праздной суете разнообразные не те.
очень просто придумано, очень жизненно, очень близко и понятно.
режиссер в роли лысого Валентина - суетливый, мелкий, провинциальный, нудный, правильный, нерешительный.
Куценко в роли лысого Артема - немногословный, воспринимает всякую чужую проблему как свою, таскает по городу этих неприкаянных людей и пытается сделать всем хорошо.
и в роли ненужной Аленки - Александра Петрова, которая за последующие 10 лет нигде не снялась.

небольшое душевное кино о том, как сложно выбраться из водоворота текучки, в котором и хорошее, и плохое, но плохого почему-то больше.
а про переоценку ценностей, про понимание, кто тебе нужен, а кто лишний, где прогнуться, а где забить - это и так ясно, можно не упоминать.
только вот недосмотр - "Чапурники" у нас произносят с ударением на последний, а не на второй слог.

Нормальный только я
2021, режиссер Антон Богданов



распустив последнюю летнюю смену, директор пионерлагеря с наслаждением громит наглядную агитацию, пластилиновые поделки, наивные рисунки и с чувством выполненного долга идет к мэру - сговариваться насчет нового взаимовыгодного бизнеса на месте лагеря.
поделив будущую прибыль, он возвращается в лагерь, а там - опа, новая смена. от минсоцразвития. состоящая из инвалидов, детей и немного старше. у них во главе Надежда (Ольга Лерман), которая не реагирует на вялое сопротивление начальства и ведет подопечных в корпуса.

лагерь, между тем, почти начали громить уже механизированными средствами, но приостановили до завтра, чтоб всех выселить. а завтра новый день и новые затеи - для этих ребят всё приключение, даже если они голодные.
директор, недолго думая, приглашает на смену трудных пацанов, которые подрабатывают в автосервисе и которых легко соблазнить кормежкой. естественно, с целью запугать смену Надежды и склонить к отъезду.
с ними едет начальник сервиса, который заставляет их отжиматься и подтягиваться по сто раз каждый час (отличный Виторган).
и вот эти два маленьких коллектива вступают в несанкционированный надзорными органами контакт.

фильм не лишен недостатков, он несколько наивен, а вопросы инклюзивности вообще спорный момент. но тут она получилась по злому умыслу, а сработала так, как решил режиссер. и получилось в целом довольно доброе, местами сентиментальное, местами смешное кино. за эту попытку уже можно сделать скидку на режиссерскую неопытность Антону Богданову (один из Реальных пацанов, которых я не видела). он же играет главную роль, в которой проходит некий путь изменения.
Хабенский последнее время с удовольствием играет карикатурные комические роли, и тут, несмотря на примитивный в целом образ, подошел к работе с изобретательностью и интересными эпизодами.
ну а в роли детей-инвалидов - настоящие дети с инвалидностью, причем разной, примерно всех видов по паре или по одному. и им явно понравилось сниматься, а некоторые, похоже, использовали собственные наработки - кто что умеет делать.
и отдельное спасибо тому, кто придумал использовать песню "Верхом на звезде" - она звучала трижды, и все три раза была как нельзя более к месту, кое-где я под нее чуть не всплакнула.

кинематограф, 2022, 2021, Хронос, пятерка, Герда, экранизации, Нормальный только я, Ничья, виктор шамиров, кир булычев, Со мною вот что происходит, наше кино

Previous post Next post
Up