слуги и киборги, ракеты и акулы

Jan 15, 2023 12:58

сюда войдут отзывы, которые по разным причинам зависли у меня в черновиках надолго - от года до четырех.
но избавляться надо, несмотря на то, что мое мнение о фильмах не всегда близко к мнению просвещенного большинства.
внимание: в тексте много сюжетных подробностей. вы, конечно, все это уже видели. но если только планируете - лучше прочитайте потом.

Я киборг, но это нормально
Ssaibogeujiman gwaenchanha
2006, режиссер Пак Чхан Ук



молоденькая Юн Гун (Лим Су-джон), росшая в не слишком адекватной семье, очень переживает за бабушку.
бабушка считает себя матерью мышей, ест только редьку, чем сильно мешает маме в ее ресторанном бизнесе.
мама отсылает бабушку в дом престарелых, а ее вставная челюсть остается где-то дома.
Юн Гун решает, что надо во что бы то ни стало отправить бабушке челюсть, а злых врачей на тот свет.
но она считает себя киборгом и чуть не убилась, заряжаясь от электрического кабеля, а после этого отказавшись от обычной еды.
понятно, что ее тоже пришлось забрать из дому и препоручить злым людям в белых халатах.

дурдом, в который попадает девушка, довольно живописный, веселый и бестолковый. но ей не интересны ни рассказки одной дамы, потерявшей память, ни занятия в беседке, ни всякое другое, что происходит, а происходит там куча всего необычного. Юн Гун лежит в кровати и тает от голода и невозможности зарядиться. голоса, которые она слышит, рассказывают о семи смертных грехах: это сострадание, грусть, беспокойство, сомнение, бесполезные мечты, чувство вины, благодарность. необходимо выполнить свою миссию, связанную с бабушкой, не впадая в смертный грех.

фильм яркий и причудливый, порой не знаешь, куда выведет тот или иной эпизод, этот калейдоскоп безумных будней психушки кажется бесконечным и состоит из похожих вариаций с небольшими изменениями. и когда уже думаешь, что от киборга почти ничего не осталось, парнишка Ли Сун (Рэйн) из соседней палаты начинает все чаще оказываться рядом, и выходит, что два безумия могут вполне органично взаимодействовать, не без взаимной пользы.

по-своему тут  красиво и трогательно, затейливо и необычно. но меня немного утомили эти повторы - все бесконечно твердят свои коронные фразы, из которых постепенно вычленяется что-то пригодное к пониманию, но кроме этого, не так уж много остается.
тем не менее, симпатичные и романтичные моменты тут есть. полет под корейские йодли впечатляет не меньше, чем сцены со стрельбой.
отношения двух странных одиночеств греют.
но ощущение некоей искусственной структуры, собранной расчетливо и умело, не отпускает.

Думаю, как все закончить
I’m Thinking of Ending Things
2020, режиссер Чарли Кауфман




девушка без постоянного имени (Джесси Бакли) соглашается поехать знакомиться с родителями своего парня (тоже Джесси, но Племонс). все осложняется тем, что она планирует завершить эти отношения, но пока не решила, как это сделать. а пока что она едет с ним в машине под усиливающимся снегопадом и ведет пространные разговоры, обсуждает фильмы, читает свои произведения, и это нескончаемо.
дорога длинная, но Джейк как будто оттягивает встречу - то подъезжает к своей школе, то вместо того, чтобы вести замерзшую подругу в дом, заводит ее на скотный двор и показывает всякую скотскую расчлененку.
в доме тоже никто не спешит им навстречу - но чу, а вот и мама с папой появляются, когда уже девушка пообвыкла в новой обстановке, заценила цветастые обои и осмотрела семейные фото в рамках.

что, все странно? ну так это только начало. впереди всякие разговоры невпопад, семейный ужин, воспоминания о прошлом и, как водится, рассказы мамы о детстве сына. постепенно все начинает путаться, девушка постепенно меняет имена и платья, мама с папой то стареют, то молодеют... периодически проглядывает саспенс, который обычно сдувается, не успев напугать. тем не менее зритель вполне способен ощутить дискомфорт от всей этой неустойчивой и затяжной истории, где всё не то, чем кажется.
фильм-провокация, фильм-загадка. разгадать ее проще всего тому, кто дочитает до финала книгу, на которой основан фильм. потому что там больше подробностей. но самые дотошные еще и смотрят во второй раз и открывают глаза тем, кто сам не сдюжил.

я не могу сказать, что в восторге от фильма.
мне понравились все актеры, они классно отыграли.
понравилась картинка и атмосфера, интерьеры и музыка.
понравилось, как в итоге сходятся и пересекаются намеки и события, как находятся взаимосвязи прошлого и настоящего, людей, задействованных в сюжете.
танцы прекрасны.

но эти разговоры для меня слишком затяжные и мутные, мне бы их покороче, было бы лучше. четче бы читались параллели.
а окончательная центральная фигура - ну нет, для меня слишком уж нелепо. хорошо еще, убавили натурализма, потому что свиньи не ходят задом наперед.
думаю, что это не совсем мое кино. а так, наверное, в своем жанре и стиле - все ок.
и я не хотела бы смотреть это еще раз, чтобы самой найти все подсказки. хронометраж немилосердный.

Вестсайдская история
West Side Story
2021, режиссер Стивен Спилберг



сюжет всем известен - вариация Ромео и Джульетты из враждебных кланов, перенесенная в Нью-Йорк середины прошлого века.
конечно, смотрела первую экранизацию, и даже не слишком давно.
вообще не люблю и выбираю осторожно сюжеты про бандитов, разборки, драки, травлю, ненависть, жертвой которой становятся люди, порой не виноватые ни в чем.
но мне очень нравилось в старом фильме сочетание визуала и хореографии на фоне музыки.
и очень знаково, что именно эти моменты в новом фильме не потеряны - танцы все такие же убойно эмоциональные и выразительные; декорации, локации и костюмы хорошо передают атмосферу времени.

не слишком убедительны некоторые эпизоды. скажем, когда Мария оправдывается перед Анитой, в ход вообще не идет аргумент, что Тони не хотел всего этого, а наоборот, боролся против того, что произошло, и то, чем оно закончилось на том этапе, было трагическим несчастным случаем. получается, Мария полюбила негодяя, и Анита приняла это только как слабость трепетного сердечка. но это - канон, это песня, часть оригинала.
опасалась, что меня не тронет эта история влюбленных, потому что она мне давно известна и в общем уже кажется затертой.
но как ни странно, эти двое - мелкая зверюшечка с сияющими глазами (Рэйчел Зеглер) и интеллигентного вида парень-каланча (Энсел Элгорт), условно-досрочно вышедший из тюрьмы - все-таки зацепили, хотя любовь с первого взгляда не на жизнь, а на смерть по умолчанию считается принадлежностью пафосных наивных драм.

тут уже сыграл роль кастинг, и видимо, он действительно хорош.
актерский вокал вполне достойный, хотя его здорово заглушало закадровое чтение русского текста. субтитры были бы более уместны на песнях.
тронули и взаимоотношения Тони с его покровительницей-работодательницей Валентиной, которая появилась именно в этом варианте вместо Дока - в роли его вдовы. видимо для того, чтобы позвать в фильм Риту Морено, мне было очень приятно ее видеть. ее задорно танцующая Анита хорошо запомнилась.
эпизод с Анитой в магазине, естественно, не мог не задеть, это тяжелый эпизод, перерастающий в еще более тяжелую трагедию.
и, конечно, когда смотришь такие сюжеты в смутные времена, их актуальность обостряется.

процессия в конце, конечно, не может не отозваться в сердце. сразу думаешь - а что потом?
что будет с Марией?
насколько временное это затишье?

Паразиты
Gisaengchung
2019, режиссер Пон Джун-хо



семья Ким живет в полуподвале, перебивается случайными заработками, складывает коробки для пиццы, но и того делать хорошо не получается. вдруг сыну подворачивается возможность заменить друга, работавшего репетитором по английскому с девушкой в богатой семье. ушлый парень быстро разведывает обстановку, приводит сестру в качестве учителя рисования для мальчика и умело подменяет своими членами семьи водителя и экономку. отправляя предыдущих в никуда с испорченной репутацией.
обольстив Паков своими услугами (я не представляю, как они всему такие наученные, коробки и те у них не получались), Кимы наглеют и воображают себя почти владельцами этого шикарного дома. как те песики в мультфильме, когда хозяев нет, делают вид, что все тут исключительно для них. пакостят, жрут и пьют, валяются в ванне и в гостиной, пока не раздается звонок в дверь.

внезапный визит бывшей экономки раскрывает тайны огромного дома, вовлекает семью Ким в непредвиденные переплетения сюжета и показывает, что всякое блаженство, достигнутое обманом, лишь временная иллюзия. но пример старшего товарища, то есть этой самой экономки, их ничему не учит.

все это ужасно смешно на первый взгляд. ловкие провокации, мелкие подставы, искусная театральная игра. как бы продумано все от и до - включая поддельные документы и процедуры найма на работу. но у жизни нет законов жанра - сегодня комедия, завтра все что угодно, от триллера до апокалипсиса. который, собственно, и наступает - только не фантастический, с пришельцами из космоса, а совершенно приземленный, с озверевшими внезапно персонажами и глупыми провалами так хорошо обдуманных сценариев.

режиссер умело играет на нюансах. герои вызывают то отвращение, то сочувствие, то брезгливость, то сожаление. но симпатию тут не вызывает почти никто. правда, хозяева чуть меньшим злом видятся - они как бы добрые и чудаковатые, но это они просто богаты, были б мы богатые, мы б тоже были добрые.
финал внезапно становится лирическим, и все испытанные зрителем чувства обволакиваются флером жалости к бездарно потраченной чужой жизни, порушенным связям и несбывшимся мечтам.
полное отсутствие рамок жанра делает сюжет непредсказуемым, вводит зрителя в транс. только что мы смеялись над тем, как экономка зависает между шкафами, пытаясь открыть заклинившую дверь...
и вот :(

фильм по-своему шикарный - гротескно-абсурдная многослойная и многосмысловая масштабная трагикомедия.
камень как почти главный символ - я ему почему-то мало значения придала, оно от меня ускользало и только потом было осознано.
и... я далека от того, чтоб непременно выискивать в произведениях посевы разумного, доброго и вечного. как я уже выясняла, искусство никому ничего не должно.
но все равно хочется, чтоб фильм, который получает столько наград, вызывал хоть сколько-нибудь добрых эмоций, а не только азарт болельщика.
и поменьше брезгливости - как поступками героев, так и в буквальном смысле.

Робот по имени Чаппи
Chappie
2015, режиссер Нил Бломкамп



крупная корпорация занимается разработкой роботов-полицейских. Йоханнесбург, где происходит все это, уже привык к таким роботам. там чрезвычайно опасный уровень преступности, и эти скауты здорово помогают и заодно сберегают жизни копов-людей.
разработчик скаутов - Деон Уилсон (Дев Патель). в ходе одной разборки робота №22 выводят из строя прицельным выстрелом из серьезного оружия, восстановить его нельзя, и его списывают в утиль для переработки. но Деон считает, что вот еще чуть-чуть - и из 22го можно сделать первого мыслящего робота.
другой разработчик Винсент Мур (Хью Джекман) пользуется случаем пропихнуть более серьезную модель - MOOSE, управляемую непосредственно с мозга оператора и более устойчивую к повреждениям. но руководство сочло ее выпуск преждевременным. Винсент пускается во все тяжкие и решает саботировать работу скаутов.
тем временем банда, в ходе разборок которой с более крутым авторитетом был поврежден 22й, решает добыть себе скаута, научить его плохому и с его помощью разделаться с долгами.

вот эти три заинтересованных стороны пытаются решить свои проблемы за счет изрешеченного 22-го, в котором остался ключ безопасности, но аккумулятор зарядке не подлежит, и остаток кибержизни скоро истечет.
мелкие бандиты, в числе которых писклявая блондинка и ее татуированный возлюбленный, под страхом смерти заставляют Деона переучить робота, сделав из него бандитского помощника.

как же происходит обучение?
Деон приносит подопечному резиновую курицу, которую обычно дают собакам погрызть; мольберт и краски; книгу сказок.
блондинка приголубливает робота, ведущего себя как ребенок, и называет себя мамой.
ее дружок, который стал соответственно папой, выбрасывает робота на пустыре, чтоб он заматерел в схватках с хулиганьем.
ко всему этому робот получает имя Чаппи, он же такой милый, ну просто щеночек.

в общем, я все это рассказываю к тому, чтоб стало ясно, каким бредом преисполнен этот фильм.
задумалась, почему у него такой приличный рейтинг и похоже, что хороший отклик у публики.
могу только предположить, что зрителям понравилось рубилово-мочилово, которого в фильме полно, а также вызвала душевный отклик сама история, финал которой предназначен тронуть самые черствые сердца.
параллелей с Коротким замыканием не избежать, но даже глуповатое продолжение про Пятого выглядит намного более складным, хоть и менее зрелищным, чем Чаппи.
но интересно, почему и там и тут разработчиками роботов сделали инфантильных, чудаковатых, беспомощных индийцев.
фильм примечателен тем, что в ролях сначала плохих, а потом внезапно хороших бандитов снялись солисты йоханнесбургской рэп-рейв-группы Die Antwoord, причем под своими сценическими псевдонимами - Йоланди и Нинздя. они реально мама и папа, только не роботу, а девочке по имени Sixteen.
ну и тяжелая артиллерия в виде уже упомянутых Пателя, Джекмана и Сигурни Уивер в роли гендиректора корпорации немножко украсила этот сомнительных достоинств фильм. снятый в общем-то неплохо и местами эффектно, но уж очень сюжет бредовый, соответственно поступки героев неубедительные. прокат в кино был провальным, и выпуск намеченного сиквела отменили.
впрочем, спустя время я вспоминаю фильм с некоторым теплом в душе :)) добрая наивность вкупе с искренней игрой главных героев все-таки чего-то стоят.

2019, chappie, 2021, Пон Джун-Хо, Пак Чхан Ук, gisaengchung, west side story, 2020, ssaibogeujiman gwaenchanha, I’m Thinking of Ending Things, 2015, спилберг

Previous post Next post
Up