пара созвучных друг другу сериалов - оба новые и оба российские.
притом довольно качественные и увлекательные, с элементами детектива и черной комедии - но в целом весьма драматичные.
и оба про наших отечественных вампиров - что у нас их, никогда не водилось, что ли? да и по сей день, а мало ли.
разница в том, что в первом сериале это вполне приличные граждане, а вот во втором совсем нет.
Вампиры средней полосы
2021, режиссер Антон Маслов
в Смоленске, в большой старой квартире живет коммуна вампиров (как в
Реальных упырях). но они социализированы, работают или учатся, выглядят как обычные люди и изображают семью (как в Сумерках). их глава - пожилой дед Слава (Юрий Стоянов), они не убивают людей, а питаются кровью, добытой разными способами (не слишком внятными).
у них договор с хранителями - организацией, следящей за сохранением мира между людьми и вампирами, возглавляемой Ириной Витальевной (Татьяна Догилева), должность которой переходит по наследству.
в семье еще есть врач Жан (Артем Ткаченко), сотрудница полиции Анна (Екатерина Кузнецова), новообращенный студент-видеоблогер Евгений (Глеб Калюжный) и отдельно живущая театральная актриса Ольга (Ольга Медынич), имеющая любовника-человека.
в Смоленске и недалеко от него найдены обескровленные трупы, и в расследование включаются:
- полиция при поддержке столичного сыщика;
- хранители с целью наказать согрешившего вампира;
- вампирская семья с целью снять с себя напрашивающиеся обвинения.
сыщику приходится взаимодействовать с Анной, Женёк быстро оказывается подозреваемым, Ольга как-то связана с убийствами, Жан имеет доступ к некоторым экспертным возможностям, Ирина Витальевна вдруг требует от вампиров не только лояльности, но и довольно сомнительных услуг - все так или иначе вовлечены в этот опасный хоровод, который от серии к серии закручивается все туже.
авторы постарались немного уйти от вампирских стереотипов, прекрасно осознавая, что этим путем уже шли в кино не раз, и они не будут первопроходцами. тем не менее, история вышла оригинальной, в ней много комического, но по большому счету это скорее драма. в ней нет глумления над смертью, а вопросы сосуществования таких разных категорий граждан имеют все признаки ксенофобии, с той лишь разницей, что вампиры живут закрыто, и знают о них только посвященные.
им приходится не только доказывать свою лояльность людям, но и помогать им, иногда отдавая то, что нужнее самим. чем они могут навлечь на себя враждебность им подобных, если таковые обнаружатся.
некоторые моменты, отошедшие от канона, немного неясны.
например, разок укусить, не убивая и не делая вампиром - это как?
зачем в провинциальном городке, где числится пять вампиров, солидная организация наблюдения с немаленьким штатом, за счет чего она существует?
комических сцен достаточно, экшен местами довольно крепкий, спецэффектов не так много, но они не вызывают недоверия.
финальная серия успевает не только расставить все по местам, но и полярно поменять баланс комедии и трагедии несколько раз.
задел на второй сезон заставляет ждать продолжения.
актеры все подобраны классно, очень понравились Кузнецова и Медынич, за Глебом я давно слежу, пока не разочаровывает.
Догилева вышла интересная, одновременно свойская бабуля и опасный предводитель, вся в загадках, никогда не знаешь, куда повернет.
к сериальному релизу был прикреплен получасовой фильм о съемках, не менее интересный, чем сам сериал. о том, как заменяли актера на главную роль, как все друг другу помогали, как сдружились и стали примерно такой же семьей, как сериальная.
Пищеблок
2021, режиссер Святослав Подгаевский
в олимпийском 1980 году в пионерлагерь "Буревестник" (Куйбышевская область) приезжает симпатичный школьник Валера. когда-то его брат был в этом лагере вожатым, но потом погиб от несчастного случая. брат успел научить Валеру, как лучше выживать в лагере, чтоб никто не покусал, особенно комары. но антикомариная простыня оказывается кое-чем более важным, чем полог от насекомых. в одну из ночей мальчик Хлопов просится в "домик" к Валере, а не допросившись, кусает других ребят, из которых днем старается воспитать приличную футбольную команду.
в сюжете есть еще один главный герой - вожатый Игорь. он умеет петь под гитару английские песни, он влюблен в вожатую Веронику, которая оказывается невестой соседа Игоря по комнате. ему прекрасно, и он не желает слушать испуганные рассказы Валерки о кусачих соседях по отряду.
Валера, начавший собирать сведения о местном вампиризме, долго действует один, но однажды Игорь поверит ему - и станет его союзником.
немного разобравшись в структуре вампирской ячейки, они понимают, что скоро все станет еще страшнее.
книгу я читала пару лет назад, и могу сказать, что по ощущениям все сделано достаточно точно. какие-то подробности я могу уже не помнить, но основное все довольно похоже выглядит. разве что Чунга-Чангу заменили на Шизгару, но это так, мелочь :) саундтрек вообще неплох, особенно пара сцен под Space Oddity в разном исполнении.
локации сделаны отлично, костюмы в целом очень неплохо вписываются в нужную эпоху, ну разве что пластиковые бутылки чересчур современно выглядят.
детки-актеры - Петр Натаров, Маша Абрамова и другие - подобрались симпатичные и неплохо играющие, взрослый персонал тоже впечатляет.
Даниил Вершинин отлично сыграл этакого своего парня с ленцой и пофигизмом, который мобилизуется, когда надо реально действовать, при этом не перестает быть лирическим героем.
знойная Пегова с ее речевками вписалась как родная, вот кем ей надо было быть - советской старшей вожатой.
Трибунцев - доктор с его участием в страшных тайнах, уставший от того, что не может ничего изменить.
Шакуров - как будто всю жизнь ждал такой роли, обласканный властями пенсионер-ветеран с таинственным прошлым.
Фоменко в роли директора лагеря с заклеенной пластырем шеей - а что там, под пластырем?
и как же без Хрипунова, который у Подгаевского во всех фильмах, можно сказать, его муза :)
к мистическому сюжету добавляется немалая доза ностальгии для тех, кто помнит эпоху, и куча интересных моментов для тех, кто хочет о ней узнать.
здесь довольно интересно подана вампирская иерархия, разработанная автором книги - возможно, на основе мифов, но вполне оригинально.
финал тоже очень впечатляет, хотя чудище получилось немножко смешное, но ситуация от этого комической не стала.
я считаю, все получилось и задорно, и живописно, и несмотря на то, что я примерно помнила сюжет, местами было прямо страшновато.
надеюсь, сериал немного прокачает режиссерский авторитет Подгаевского, а то пока в него в основном помидоры летят. вампирский пионерский хоррор - да еще и антисоветский - довольно интересная задумка, хотя и не авторства Подгаевского, а вовсе именитого прозаика Иванова.