сегодня - пять костюмных экранизаций разных лет.
роскошные наряды, уроки фонетики, дворцовые интриги и тайны прошлого.
фильмы без ранжирования, в хронологическом порядке.
Моя прекрасная леди
My Fair Lady
1964, режиссер Джордж Кьюкор
профессор Хиггинс (Рекс Харрисон), изучающий фонетику и склонный к экспериментам, знакомится с полковником Пикерингом (Уилфрид Хайд-Уайт), интересующимся его исследованиями. они горячо обсуждают, насколько пребывание в обществе зависит от того, как человек умеет изъясняться, как звучит его речь. они затевают спор, сможет ли косноязычная цветочница за полгода освоить достойную манеру речи вплоть до того, чтобы самое высокое общество приняло ее как равную.
объектом спора становится Элиза (Одри Хепберн), у которой есть мечта - занять место продавщицы в хорошем цветочном магазине вместо того, чтобы бегать с корзинкой по бульварам в любую погоду.
Элиза неимоверно эмоциональна, громогласна, виртуозно владеет всеми словечками кокни, но не может сказать ни одной фразы без акцента, не моется в ванне, не стирает платья, не умеет быть любезной. но у нее есть определенное чувство собственного достоинства, стройная фигурка и симпатичное личико.
все, конечно, знают эту историю, основанную на мифе о Пигмалионе и Галатее. Бернард Шоу сделал из нее искрометную комедию, полную забавных деталей, профессиональных секретов, горячих споров и всяких смешных несуразиц. композитор Фредерик Лоу снабдил ее красивыми песнями, а режиссер Джордж Кьюкор перенес успешный мюзикл на экран, не жалея средств ни на костюмы, ни на интерьеры. в фильме поют и пляшут все - от рыночных грузчиков и экономки до профессоров и представителей светского общества на скачках в Аскоте.
но в этой довольно смешной комедии затрагиваются вполне серьезные вопросы. например, о роли женщин в обществе. о том, какими их хотят видеть мужчины. о том, может ли бедная девушка сделать хоть шаг в сторону приличной компании, и боже упаси, кого-то обмануть. о том, насколько можно распоряжаться судьбой человека, которого ты настолько изменил, что ему нет дороги назад, а вперед его никто и не приглашал.
и наконец - что может выбрать для себя девушка, имея хотя бы вот такой скудный, но все-таки выбор. тут как раз идет разница с финалом пьесы, и я думаю, что Шоу в этом решении гораздо точнее, хотя и не практичнее. у него Элиза выбирает человека, который не снисходит до нее, а уважает и ценит. будет ли ей с ним надежно и благополучно - это еще вопрос. но Шоу считал, что будет.
Зло под солнцем
Evil Under the Sun
1981, режиссер Гай Хэмилтон
на уютном острове в Адриатике находится отель, который бывшая актриса Дафна получила в подарок от бывшего же любовника, короля вымышленного государства, как отступные.
в отель съезжаются гости. среди них - Эркюль Пуаро, который взялся прояснить судьбу одного драгоценного камушка. его в подарок, но с перспективой на свадьбу, получила еще одна бывшая актриса, но кинула дарителя, подменила камушек на фальшивый и вышла за другого.
две актрисы опознали друг друга, обменялись любезностями (да, она нас всех превзошла - задирала ноги выше чем остальные... и еще шире).
спели дуэтом песенку (ты камамбер и танцуешь как Фред Астер).
а потом одну из них, более ядовитую и экзальтированную, нашли мертвой под красной шляпой на скалистом берегу моря.
Пуаро, которому до сих пор удавалось изображать отдыхающего, строит всех в гостиной и начинает расследование.
а оно непростое - почти все имеют алиби; почти всем есть за что убивать покойницу; почти никто не делает вид, что он сильно горюет.
кроме всего прочего, эта тусовка случайных людей почти не содержит - с убитой актрисой так или иначе связаны многие гости. скандальный журналист, парочка импресарио, молодой ухажер (чья жена уныла, ревнива и нездорова), падчерица, которая получала от мачехи тычки, пинки и презрение... и вдовец, который ее любил, но сносил от нее тоже весьма неуважительные выходки.
фильм - визуальное пиршество. солнце, море, скалы, лодки, уютный отель, множество красавиц в совершенно безумных нарядах, да что там - у фильма отдельный художник по шляпам.
а какая музыка - за нее отвечает сам Коул Портер, и она почти не умолкает.
а артисты какие! уже привычный Питер Устинов в роли Пуаро, Мэгги Смит в роли хозяйки, Джейн Биркин в роли унылой жены, Дайана Ригг в роли эффектной соблазнительницы, Сильвия Майлз и Джеймс Мэйсон в роли супругов-импресарио, Родди Макдауэлл в роли журналиста. и все в купальниках, с ума сойти. самый элегантный, конечно, у Пуаро.
это кино можно просто смотреть ради солнца и буйства красок в унылое время года. ну подумаешь, что-то там случилось. зато куча народу теперь заживет спокойнее, а злоумышленникам - по заслугам, как же иначе, Пуаро же.
сценаристы вольно обошлись с книгой (из которой я только и помню про шляпу и скалистый берег). но не думаю, что это плохо. все равно получился и интригующий, и замысловатый сюжет, в ходе которого немного, совсем немного переставляются акценты, но кто плохо помнит книгу Агаты Кристи, тот не сразу поймет, кто убийца.
Принцесса-невеста
The Princess Bride
1987, режиссер Роб Райнер
это в некотором роде фильм-феномен.
сделанный почти на коленке по книге Уильяма Голдмана (гораздо более многослойной, чем фильм), имеющий все признаки спектакля в заводском дворце культуры; сюжет прямолинеен и бесхитростен, монтаж и звук примитивны.
однако его смотрят с удовольствием уже более тридцати лет. и что самое интересное - признавая его детским, начинают все больше любить именно с возрастом.
возможно, как раз это и привлекает - простодушие персонажей приносит им удачу, уверенность в себе и своих любимых наделяет невероятной живучестью, а поставленные цели сияют как путеводная звезда, оберегая и направляя. а еще в нем есть совершенно неожиданные решения загадок, нелогичные повороты-сюрпризы и торжество любви, дружбы и верности.
...больше всего она любила донимать парня своими капризами. на каждый он, улыбаясь, отвечал: как пожелаешь!
и однажды в этом ответе она услышала замаскированное признание в любви.
двое молодых людей - девушка Лютик (Робин Райт) и ее парень Уэстли (Кэри Элвес) - любят друг друга, но в силу материальных проблем не могут пожениться. Уэстли уезжает с целью заработать, и вскоре Лютик получает известие, что его захватил в плен жестокий пират, который никого не оставляет в живых.
прошло пять лет.
одинокую и беззащитную Лютик планирует взять в жены самодовольный принц Хампердинк (Крис Сарандон) в день своей коронации. измученная ожиданием, она не очень сопротивляется. но Хампердинк не успевает забрать к себе невесту - на нее откуда ни возьмись выпрыгивает колоритная бандитская троица в составе:
Иниго Монтойя, разыскивающий убийцу отца-оружейника (Мэнди Патинкин);
Виззини, самоуверенный карлик (Уоллес Шон);
Феззик, простодушный, но опасный великан-рифмоплет (Андре Гигант).
и начинается очень комичная погоня, в которой и ползком, и кувырком, и по канату, и по болоту догоняют друг друга сразу несколько заинтересованных, к которым, кроме упомянутых, добавляется загадочный пират в черной маске, умеющий обмануть самого хитрого хитреца.
очень топорные и при этом смешные чудовища, простенькие, но колоритные декорации.
неожиданные повороты сюжета - вроде на вид все банально, а оборачивается так, как никто не предвидел.
вся эта художественная самодеятельность получилась одновременно нарочитой и в то же время тонкой, но самое главное - это посыл.
добрые и честные должны победить.
влюбленные должны воссоединиться.
неопределившиеся должны перейти на светлую сторону.
зло должно быть наказано.
будь эта история чуть более стандартно преподнесена, она бы провалилась. но именно сочетание внешней простоты и какого-то ощущения капустника, когда все исполнители знают и любят друг друга и просто весело развлекаются - все это лишает фильм претенциозности и добавляет свежести. множество действительно смешных моментов, особенно связанных с целительством.
и пусть не слишком историчные, но яркие костюмы, недорогие, но стильные декорации, все это на самом деле как в детской сказке, которую дедушка читает своему внуку. а внуку сначала скучно, особенно на сценах поцелуев, но это ненадолго.
а финальная песня Марка Нопфлера порадует настоящих меломанов.
также
тут с картинками
Я захватываю замок
I Capture the Castle
2002, режиссер Тим Файвелл
глава небольшой семьи - писатель Джеймс Мортмейн (Билл Найи) - уже 12 лет в творческом простое. его приличная семья постепенно беднеет. когда они брали в аренду старинный замок, им казалось, что сами эти стены породят вдохновение, и Джеймс напишет если и не целую кучу новых романов, то хотя бы продолжение того, единственного и успешного.
за это время выросли в красивых девушек две дочки, подрос сын, умерла мама, а папа женился на милой эксцентричной особе из мира богемы. кроме всего прочего, на личности отца есть некое несмываемое пятно, связанное с матерью.
старшая дочь Роуз (Роуз Бирн) - хорошенькая и амбициозная - представляет себя этакой леди Шалот, заточенной вдали от всякой любовной надежды, провожающая случайных всадников тоскливым взглядом из окна. разве что не прядет и не ткет. на это есть мачеха Топаз (Тара Фитцджеральд), которая не то чтобы прядет, но сшить платье или перекрасить одежду всей семьи в зеленый, например, цвет вполне умеет. еще она любит танцевать голой под дождем, но мачеха она добрая, и то ладно.
младшенькая дочь Кассандра (Ромола Гарай) тоже вполне симпатичная, но совсем не стремится ни к знатности, ни к нарядам, она любит мечтать, а все, что происходит, описывает в своем дневнике. и немудрено, что она больше всех озабочена творческим бессилием отца, как наследница его дара. остальным-то ростбифы подавай, меркантильные, ишь.
есть еще шустрый братик Томас и живущий с Мортмейнами сын их горничной Стивен (Генри Кавилл). ему очень нравится Кассандра, но ей совестно признаться, что он ей просто друг.
случайно заехавшие в замок два богатых парня оказываются наследниками всего этого хозяйства. так как же отпустить их просто так, если можно разом всех осчастливить и решить все проблемы?
но расписать эту молодежь по парам не так-то просто оказалось. как это часто не совпадает - рассудочные матримониальные намерения и глубоко запрятанные чувства. да и пятеро их, счет неровный.
и смешная, и грустная история по книге Доди Смит - с несвоевременными раскрытиями истинных привязанностей, с подслушиваниями и подсматриваниями, манипуляциями и обманами, откровениями и разочарованиями. с заточением писателя под замок в надежде встряхнуть его талант. с беззлобными насмешками над британским снобизмом не самых аристократических слоев.
интересно, что в "
Искуплении" Ромола играет примерно такую же младшую сестренку (правда, выросшую), которая пишет дневники и пытается вмешаться в отношения старшей сестры. только вот в фильме Райта она ломает такие дрова, что вовек не искупить вину. а в этом фильме сама чуть не становится жертвой по остаточному принципу. но финал не категорически грустный - он оставляет надежду, что все уладится.
и, кстати, совершенно чудесную музыку к фильму написал Дарио Марианелли - тот же композитор, что и у "Искупления". забавная связь двух замечательных фильмов.
Ребекка
Rebecca
2020, режиссер Бен Уитли
что можно сказать об очередной экранизации книги Дафны Дюморье, которая стала почти культовой, ибо кто только к ней не подступался - начиная Хичкоком, а легко ли его переиграть?
можно обсудить, насколько хорошо удалась атмосфера, попали ли артисты в образы персонажей, сохранен ли авторский посыл.
так вот, атмосфера меня вполне устроила. cимволичная градация - начиная с солнечного Монте-Карло с изобилием цветов, пляжами и морем, автопрогулками и теннисом, и дешевыми понтами тех, кто за счет снобизма пытается укрепить позиции…
на этом фоне миссис Ван Хуппер (Энн Дауд) выглядит карикатурно за счет попыток прибиться к более успешным и своего лицедейства с целью укрепить авторитет. а вот скромная безымянная сирота (Лили Джеймс), без конца делающая неловкие движения и извиняющаяся поминутно даже перед самым низшим персоналом - но явно воспитанная, образованная и добросердечная - кажется глотком свежего воздуха.
именно такую приятно видеть рядом с собой человеку, которому несколько лет жизни приходилось непросто. но это знают читатели и зрители всех «Ребекк», а сирота не в курсе. ей сообщают, что богатый и грустный Максимилиан де Винтер (Арми Хаммер) потерял любимую жену и никак не придет в себя.
впрочем, он способен и подмечать вокруг все интересное, и иронизировать, и притворяться - он явно хочет начать новую жизнь и разделить ее с милой естественной девушкой, ничего из себя не корчащей и явно не охотницей за его имуществом.
дама Ван Хуппер притворяется счастливой за свою безродную компаньонку - а что ей еще остается, кроме как сохранить лицо, а вдруг когда-нибудь перепадет приглашение в блистательное поместье Мандерли?
и безымянная сирота получает хотя бы фамилию, и на правах супруги едет в поместье. где с первого же дня на нее набрасывается призрак бывшей супруги Максимилиана, и подставляет ей ловушки, и душит своим кружевным исподним, и ранит ее осколками драгоценных статуэток, а что не может сделать призрак, то радостно подхватит домоправительница Денверс (Кристин Скотт Томас), беззаветно преданная своей Ребекке.
нет, конечно, здесь никакой мистики, призрак - это фигурально. такая яркая и авантюрная натура, как Ребекка, не уходит из жизни покорно и бесследно. она продолжает жить в холодной голубой спальне, в бессвязном бреду местного дурачка, в порывистых движениях любимого песика Джаспера и в настойчивых умолчаниях своего мужа.
именно это и виновато в том, что простая душа позволила себя одурачить. она просто ничего не знала и составила себе ложную картину.
заметили, как изменилась атмосфера? трехсотлетний (как минимум) дом с лабиринтами-коридорами, душными гобеленами, помпезными портретами, ледяным самообладанием маньячки Денверс с ее кознями и подставами, а рядом с домом зеленые пустоши и холодное бурное море. даже Максимилиан, столь ласковый до приезда в поместье, становится холоднее, на него тоже давит все это, и бедная новая миссис де Винтер пытается все также заглаживать свои мелкие просчеты, маскировать душевные раны и порезы на пальцах, стать хорошей новой хозяйкой и постепенно излечить больную душу мужа.
конечно, главная звезда тут Кристин Скотт-Томас. это точно ее роль - для ее точеной фигуры, резкого профиля, змеиных поворотов лица и даже ее сухих строгих морщинок. ее молчания, выдержки, взглядов из-за угла.
Хаммер тут немного выглядит искусственно вставленным. ему бы играть не демонического Макса с его страшными тайнами, а кого-то более ироничного, легкого, ускользающего.
Лили, как мне кажется, справилась. может, немного ученически старательно фиксирует каждое выражение лица и позу, но все равно она достаточно раскрывает нужный характер. эти ситцевые пижамки и платьица со школьными воротничками подчеркивают ее инородность, не зря она так стремилась заказать новое неглиже в кружевах и легко купилась на предложение воплотить образ шикарной дамы с портрета.
думаю, в целом фильм не так уж и плох. авторы сценария чуточку приукрасили финал, но по сути довольно точно придерживались книги. в отличие от Хичкока, которому выпала необходимость придерживаться кодекса Хейса.
а вот спорный момент альтернативной ориентации у меня не вызвал ощущения ее наличия. подумаешь, экономка боготворит свою хозяйку. которая ей абсолютная родня по духу, просто ей больше повезло. но Ребекка не задрала нос, ей очень удобно иметь такую преданную слугу, и она по мелочам отсыпает ей подачек - высочайшее позволение расчесывать волосы по 20 минут, поддакивать в выборе соуса, - доверяет ей какие-то незначительные переживания и даже временно присваивает себе фамилию Денверс в целях конспирации. возможно даже, Денверс обожала Ребекку как дочь, которую ей не суждено было иметь.
также
тут с картинками