Добрые сердца и короны
Kind Hearts and Coronets
1949, режиссер Роберт Хеймер
фильм начинается с того, что симпатичного молодого человека приговаривают к смертной казни.
у него есть время до утра, чтобы написать свои мемуары. Луис Мадзини (Деннис Прайс), он же пэр и герцог Челфонт, спокойно и почти равнодушно ждет своей кончины. а вот палачу не терпится - не каждый день пэров казнят, это ж такая честь, после нее и пост оставить с почетом можно.
из мемуаров мы и узнаем всю недолгую историю жизни Луиса.
его мать, происходящая из герцогской семьи, влюбилась в итальянского тенора и была с позором отринута родственниками. после смерти певца мама с сыном влачили нелегкие нищие дни. все попытки восстановить связь с родней были презрительно отвергнуты.
похоронив мать, которую пришлось положить в сиротскую могилу вместо семейного склепа, Луис вынужден служить в галантерейном магазине и пользоваться скромной поддержкой соседей, в чьей семье подрастает его подружка детства Сибелла (Джоан Гринвуд).
в голове Луиса все время вызревает желание наказать родню, а с подачи мамы он узнал, что теоретически может получить герцогский титул... если умрет десяток или около того законных наследников.
у Луиса есть генеалогическое древо и план возмездия.
он совершенно беспринципен. вернее, его принципы находятся в постоянном конфликте, что его нисколько не беспокоит. например, они не позволяют ему убивать живых существ на охоте, и они же разрешают ему убивать людей - одного за другим, спокойно, хладнокровно. правда, он обмолвился, что после каждого надо себе дать время немного успокоиться... хотя не всегда у него это время есть.
чрезвычайно легковесно и забавно нам демонстрируют череду убийств, уберегая зрителя от драматических подробностей. практически без крови и трупов мы можем вести отсчет. особенно мило, что убивает он все время одного и того же - не персонажа, а актера.
всех потенциальных и одного реального герцога (8 человек, включая даму-суфражистку) играет Алек Гиннесс - что вполне закономерно, родственники могут быть похожи.
Луис по мере необходимости тратит деньги на костюмы, снаряжение и поездки, и всякий раз у него все проходит без помех.
почему ни разу не поработала полиция, почему на него не нашелся никакой Шерлок Холмс - нам неведомо. а он даже яд из графина не вымывал, не говоря уже об отпечатках пальцев или отсутствующего алиби, к примеру. и о непременном cui prodest.
но все это так и сошло бы ему с рук, если б не две дамы, заинтересованные в нем - подружка детства и вдова одной из жертв Эдит (Валери Хобсон).
хотя некий финальный твист вполне интересен, учитывая, что он примерно трехступенчатый. правда, зрителю легко это все понять на шаг раньше, но тем не менее интрига вполне удалась.
этакая черная комедия о том, что всякого плута есть кому переплутовать.
наружу непременно выйдет если и не правда, то ее симуляция, и неизвестно, что хуже в итоге.
подозреваю, что финал изначально был более благоприятным для героя, потому что фильм не выпускали, пока его не переделают. видимо, недостаточно поучительным вышел.
в целом кино занятное и добротное, но абсолютно не вызывающее никаких переживаний. убийства выглядят опереточно. герои не настолько симпатичны, чтоб им сочувствовать - а главные так вообще стоят друг друга. а для настоящей черной комедии не хватает какого-то драйва, и чтоб это было действительно смешно.
так что можно скоротать вечерок, улыбнуться и еще раз вспомнить, что, конечно, если не похвастаться своими подвигами, то не получишь должного удовлетворения, но в случаях, подобных описанным, лучше уж его недополучить.
фильм просмотрен в рамках
кинорулетки.
также
тут