а теперь - два фильма с одинаковым названием и сценарием. поскольку более новый фильм попался мне первым, то так и буду писать о них - в порядке просмотра. иначе сложно будет перевернуть впечатления задом наперед.
После свадьбы After the Wedding 2019, режиссер Барт Фрейндлих
Изабель (Мишель Уильямс) живет в Индии, работает в сиротском приюте. вечно не хватает денег для покупки мебели, продуктов, одежды, медикаментов. но Изабель души не чает в своих подопечных. одного из них она вырастила с младенческого возраста, подобрав на улице. внезапно приходит известие из США, что некая благотворительница склонна помочь приюту. но ее условие - чтобы Изабель лично приехала и доказала необходимость такого взноса. Изабель считает, что это лишнее, и что она не может оставить детей, но пожертвование может решить кучу проблем, и она выезжает, немножко обновив гардероб.
в Нью-Йорке ее встречают по-королевски, благотворительница Тереза (Джулианна Мур) даже приглашает на свадьбу дочери, но как-то не очень внимательно относится к аргументации Изабель насчет необходимости вложений. девушку вынуждают задержаться, якобы чтобы рассмотреть все более внимательно - вроде как вопрос не решен до конца. когда Изабель появляется на свадьбе и знакомится с семьей Терезы, она испытывает потрясение. оказывается, она связана с этими людьми еще с юности. и приходит к мысли, что все это затеяно неслучайно, а может быть, кто-то решил поиграть ее чувствами и может быть, поманипулировать ею. Изабель в смятении. она не знает, что думать, как себя вести, стоит ли продолжать этот спектакль, тем более что она опаздывает на день рождения к своему питомцу. но обязательства перед приютом, а также вновь открывающиеся детали вынуждают ее не торопиться, женщина все больше вязнет в паутине обстоятельств, и от ее решения может зависеть очень многое.
Изабель молчалива, привыкла прятать эмоции, умеет медитировать, но обрушившиеся события вынуждают ее срываться, кричать, ругаться, а потом поменять свое отношение к тому, что ничего нельзя изменить, но можно поправить хотя бы то, что уже есть. Тереза - властная, спонтанная, привыкла к тому, что все в ее руках, и внезапно теряет власть над своей судьбой. теперь ее задача - распорядиться своими возможностями как можно лучше. и дочь Терезы Грейс (Эбби Куинн) - благополучная любимая всеми девушка, вдруг понявшая, что сделала большую ошибку, о которой стыдно сказать родителям. смешная носатая девочка, искренняя и добрая. отец Грейс Оскар (Билли Крудап) - художник, о котором Изабель заметила, что его теперешние работы - ужас.
фильм напомнил несколько других фильмов со схожими ситуациями. получилась классическая мелодрама в лучших традициях примерно 90-х, без пошлостей, обсценной лексики, эротики. с трогательной историей, немножко эксплуатационными моментами, но хорошая постановка и актеры вытягивают эту драму на неплохой уровень. меня этот фильм тронул, он очень красиво сделан, и сценарий довольно крепкий.
на финальных титрах увидела имя Сюзанны Бир среди сценаристов, копнула дальше и обнаружила, что этот фильм - американский ремейк со скандинавского фильма 2006 года. и немедленно пошла его искать.
После свадьбы Efter brylluppet 2006, режиссер Сюзанна Бир
оказалось, что новый фильм, как это теперь часто делают, гендерно отзеркален. в оригинале же в Индии работает Якоб (Мадс Миккельсен), точно также растит среди прочих своего подобранца, получает требование выехать в Копенгаген к благотворителю, чтобы тот пожал ему руку лично и заглянул в глаза. Якоб сопротивляется, но деньги важны, он обзаводится костюмом и выезжает. сценарий оригинала мало отличается, но есть важная деталь. мужчина и женщина в силу физиологических возможностей не могут отзеркалить ситуацию полностью. поэтому если в американском варианте Изабель представлена как совершившая в молодости серьезный проступок, то Якоб бонусом к тому, что он мало виноват в конкретной ситуации, отягощен более распутной и обдолбанной молодостью, отчего его тогдашний образ оказывается не менее греховным, чем у Изабель.
благотворитель Йорген (Рольф Лассгорд) - властный богатый мужчина, достаточно благородный в целом, но ведущий себя весьма раскованно и даже вызывающе. впрочем, он находит способ убедить Якоба, что его условия договора - единственное, что надо делать в данной ситуации. жена Йоргена - красивая и сердечная женщина Елена (Сидсе Бабетт Кнудсен). и дочка Анна (Стайн Файчер Кристенсен) - почти двойник, а точнее образец, с которого делали дочку для американской версии. милая миниатюрная девушка, конопатая и с длинным же носиком, чувствительная и потерянная. и датская красивее, на мой взгляд. зато американская написала и спела песню на финальных титрах.
датско-шведско-норвежско-британский оригинал менее декоративен и как будто более скуп в эмоциях - но это только на первый взгляд. драматизм ситуации точно также стихийно прорывается через молчание и терпение. и даже не скажу, что мужской вариант менее эмоционален. потому что актеры подобраны так, что в тех ситуациях, когда мы ожидаем рыданий и объятий, в обоих фильмах здороваются, приглашают войти и наливают чего-нибудь в стакан. и только действительно серьезные вопросы жизни и смерти заставляют этих прочных людей взрываться слезами и криками.
характерная особенность операторской работы именно этого фильма - кадры с фрагментами лиц: говорящие губы, плачущий глаз. рука, хватающая другую руку. мертвый глаз лисьего чучела. продырявленный осенью сухой лист на ветру. здесь больше способов заключить ощущение в молчаливый объект.
голливуд, как водится, более классичен в приемах и прямолинеен в высказываниях. но на мой взгляд, он не хуже. он более привычно сделан.
по своему обыкновению выкладываю маленький сравнительный скриншотопакет (32 кадра, могла бы и 200). вероятны спойлеры.
спонсорская очаровательная дочка - похож типаж очень
момент узнавания
а вот и сюрприз
счастливые молодожены
встреча
если датский спонсор окружен чучелами, то американская меценатка носится с разоренным гнездом
дочка несчастна
по сути - играют одно и то же, аккуратно и ненавязчиво. молчаливо и тоскливо.
заново обретенные
что-то будет
а в Индии ждут
занятная деталь. в начале фильма Йорген за рулем слушает It's raining men Hallelujah, которая потом будет звучать при более грустных обстоятельствах. а Тереза в том же месте подпевает Леди Гаге The Edge of Glory, задорно и с чувством. как будто всё хорошо.