Коммивояжер
Forushande
2016, режиссер Асгар Фархади
Эмад (Шахаб Хоссейни) и Рана (Таране Алидости) - молодая тегеранская семья. интеллигентная, образованная, воспитанная пара. он работает учителем, по вечерам вместе с женой играет в театре.
дом, в котором они живут, становится непригодным для жилья ввиду аварийной ситуации, и они получают предложение о сдаче квартиры от театрального коллеги Бабака (Бабак Карими).
квартира очень приличная, но одна комната заперта - там вещи прежней жилички, у которой сорвалась аренда другой квартиры. это обстоятельство нервирует супругов, и Бабак выносит вещи на улицу.
вскоре, возвратясь домой раньше мужа, Рана после представления идет снимать грим и принимать душ.
звонит домофон, и она нажимает кнопку, не спросив, кто там. вернувшийся Эмад не находит дома Рану - вместо нее только следы крови и небольшой беспорядок. оказывается, на Рану напали, пока она была в ванной, и теперь ей зашивают порезы на голове в больнице.
с этого дня жизнь пары потихоньку превращается в ад.
нам не говорят, что именно произошло, в деталях. мы знаем только, что Рану нашли соседи, услышав крики, и вызвали ей скорую помощь.
сама она помнит не все - говорит, что кто-то, кого она приняла за мужа, вошел в ванную и погладил ее по волосам, а дальше - неизвестно.
формально Эмад делает все, чтобы ее успокоить. но что-то ее не устраивает. а скорее всего - она просто не находит себе места, и что бы он для нее ни сделал, ничего не может ей помочь.
он должен не оставлять ее одну - но у него работа.
он должен найти другую квартиру - но пока не получается.
она уверяет, что сможет выйти на сцену, но спектакль срывается из-за ее неуравновешенного состояния.
на мой непредвзятый взгляд, их отношения выглядят не слишком теплыми - но это другая страна, другой менталитет, может быть, там так принято. а может, просто не принято снимать в кино, как муж обнимает жену, чтобы успокоить, говорит ей на ухо всякую чепуху и целует в носик.
нападавший оставил ключи от машины, и супруги находят припаркованный мини-грузовичок. ждут, что объявится хозяин, но машина исчезает после того, как ее выставили подальше.
переломным моментом оказывается факт, что обидчик оставил им деньги, а Рана решила, что это деньги мужа. купила на них продукты, которые после установления правды были выброшены.
с этого момента Эмад выходит на тропу войны. находит обидчика и причиняет ему всякое. в общем-то не столько жестокое, сколько опасное для жизни.
а зритель теперь сидит как на иголках и думает, а вдруг там сейчас... а как же потом, если..? как быть, как жить?
потому что самосуд такая штука: ничего не стоит превысить ту планку, за которой беспредел.
беда в том, что Рана отказывается от официального расследования.
причины этого примерно понятны.
здесь - ее неосмотрительность, когда она открывает дверь непонятно кому.
здесь - неясно, что на самом деле случилось, и что из этого видели соседи, пришедшие на помощь.
здесь - исламская страна, в которой женщина, оказавшаяся в подобной ситуации, чувствует себя оскверненной гораздо сильнее, чем жительница прогрессивных государств, имеющая психологическую помощь и законодательные меры, да и более раскрепощенное воспитание.
Рана не хочет огласки, и ее можно понять.
интересно, что понять я могу практически всех основных персонажей. конечно, обидчика понимать не хочется, тем не менее он правдоподобен, и его жаль, несмотря на поступок. а может, не его лично...
есть эта странная, но логичная вещь: даже самый негодяй может оказаться для кого-то самым любимым, самым близким, родным человеком. причем по-настоящему, а не просто от созависимости. и понимаешь, почему для этого кого-то лучше просто не знать те подробности, от которых жизнь уже не будет прежней.
жаль, что Эмад не остановился чуть раньше. зато у нас есть финал, который позволяет разные мнения.
то, что супруги играют спектакль, как раньше, что это - восстановление теплых отношений, или попытка сделать вид, что все хорошо, или потуги отвлечь себя от кошмаров вины?
фильм полон символизма.
дом, который пошел трещинами - разрушение во всем. я всегда вспоминаю мышек, которые пытались оттереть заросшие грязью плиточки в "Пене дней" - там это был яркий образ разрухи, увядания, угасания. и здесь обваливается штукатурка, лопаются стекла - когда все у супругов еще хорошо, но ведь все началось именно с этого.
в театре ставят "Смерть коммивояжера" - прямых параллелей между сюжетами вроде сразу не увидишь, но отдельные эпизоды и образы то намекают, то перекликаются, то помогают выразить языком театра то, что на душе.
актеры очень красивы. декорации минималистичны. может показаться, что какие-то эпизоды не слишком важны для сюжета, но на мой взгляд, здесь все на месте. действие абсолютно линейно, и мы можем просто наблюдать динамику поступков, настроений, нарастания психологического дискомфорта и конфликта. это создает эффект документальности, учитывая, что художественных приемов минимум. почти нет музыки. практически нет никакого юмора (разве что мелкие детали в театре). но есть вставные кадры пустой сцены с декорациями - как будто они расчерчивают сцену реальной жизни.
возникает вопрос, каков бы был этот сюжет в другой национальной обстановке.
возможно, разница была бы невелика. но я думаю, что притом, что персонажи в основном ведут себя понятно, эта разница есть.
желание сохранить происшествие в максимальной секретности, даже в ущерб своему состоянию и безопасности. да, часто жертвы подобных преступлений молчат, но это меняется. кое-где вообще лавина признаний, доведенная до абсурда.
а я очень понимаю, что человеку трудно озвучить все это (особенно на первых порах), это может быть равносильно повторению самого тяжелого.
но факт в том, что здесь явно видно - им двоим таким образом не преодолеть проблемы. они для этого недостаточно чутки, близки и откровенны даже друг с другом. и здесь очень может быть заслуга именно менталитета. будучи достаточно просвещенными, они создают впечатление скорее товарищей по партии, называющих друг друга на "вы".
поэтому я не очень верю в хороший финал для их союза. и между тем очень бы этого хотела, герои очень симпатичны мне.
на первых порах - чтобы не случилось худшего (один шанс из тысячи).
а для остального вполне может хватить времени, терпения, желания. и немножко больше любви.
последние полчаса фильма для меня были очень тягостными. это, конечно, признак режиссерского таланта, без особой манипулятивности и эксплуатационности и даже отстраненно доносящего сюжетные перипетии. но у меня пока нет желания продолжать знакомство с похожими фильмами. может, когда-нибудь потом.
фильм просмотрен в рамках кинорулетки на тему:
иранское кино