и сказок больше нет на этом скучном свете

Sep 07, 2019 23:17

Долина кукол
Valley of the Dolls
1967, режиссер Марк Робсон


книга Жаклин Сьюзан "Долина кукол" когда-то с триумфом пронеслась по территории перестроечной России.

не то чтобы она была шедевром литературы, но интригующая изнанка буржуйского шоу-бизнеса многим внушала мысль, что мы еще не так уж плохо живем. думаю, читали этот толстый том очень многие, во всяком случае - женская аудитория, но не только.
три героини, чьи судьбы соприкасаются и переплетаются в гламурной гонке за популярностью, прибегали к помощи так называемых "куколок" - антидепрессивных таблеток, находя в них и отдохновение, и силы, и капкан, из которого так просто не выбраться.



на волне моего вечного интереса к эпохе 1960-х, а также к судьбе Шэрон Тейт, вызванного свежим фильмом Тарантино, решила ознакомиться с экранизацией. у Тейт не так уж много фильмов. кое-что я видела, и непременно посмотрю еще что-нибудь. в следующий раз расскажу про "Гони волну".

три главных героини:



- Анна Уэллс (Барбара Паркинс). миловидная, уравновешенная, деловитая девушка из провинции, с хорошим образованием, стенография не очень, машинопись 60 слов в минуту. в шоу-бизнес попадает случайно, устроившись секретарем и на первом же задании испугавшись жестокости этой отрасли. впрочем, она понравилась наследнику владельца конторы Лайону, а тот уговорил ее попробовать себя в работе дальше. затем ее приятную внешность замечает глава косметической фирмы и хочет использовать как пример не звезды, но женщины, с которой будут себя ассоциировать покупательницы.
жаль, что Лайон не тот мужчина, который оценил бы прекрасный потенциал Анны как жены:
- некоторые мужчины не смотрятся в упряжке.





- Нили O'Хара (Пэтти Дьюк). напористая, угловатая, одаренная певица. амбициозна, мечтает о славе, деньгах и норковой шубке. способна работать до упаду, но плохо контролирует свои зависимости. неуловимо напоминает Дженис Джоплин. грезит любовью зрителей:
такое чувство, будто они обняли меня и не отпускали. в три раза крепче, чем ты.
к сожалению, ее натура не выдерживает вечной гонки за популярностью. меняя мужчин как перчатки, являясь на репетиции с опозданием, теряет репутацию, но не боится ничего:
- когда ты звезда, помогает даже дурная реклама. а у меня реклама дурная.





- Дженнифер Норт (Шэрон Тейт). красивая, с хорошей фигуркой, но звезд с неба не хватает и прекрасно понимает это:
мама, я знаю, что у меня нет таланта, только мое тело. я делаю упражнения для бюста... а, к черту бюст. пусть обвиснет!
работает моделью, но ее не слишком ценят, урезая зарплату, поэтому, чтобы помогать вечно ноющей матери, то закладывает, то вызволяет свою норку из ломбарда.
влюбляется в перспективного певца Тони, пытается ужиться с его сестрой, она же импресарио, и оказывается в западне - ее мечтам о семейном счастье не сбыться никогда.







есть еще один яркий женский персонаж: звезда музыкальных шоу Хелен Лоусон. ее играет Сьюзен Хейворд, которую я видела в "Завоевателе". этот фильм известен тем, что снимался около ядерного полигона, и большинство артистов заболели и умерли в достаточно молодом возрасте. не миновала эта доля и Сьюзен. но в этом фильме она шикарна - опытная стервозная актриса, уверенная в себе, но внутренне очень переживающая за то, что ее потеснят молодые дарования. про нее говорят:
- за кулисами я ее ненавижу, но на сцене люблю до безумия.
и с ней связаны самые, пожалуй, остроумные моменты "Долины кукол".




интересно, что Нили, добравшись до уровня когда-то давившей ее Хелен, не только становится похожа не нее поведением, но даже платье надевает почти такое же, как у Хелен в ее звездный период.
только одна поправка: самообладания Хелен ей не видать, ибо Хелен не из тех, кто злоупотребляет.



фильм, конечно, не может за два часа передать все перипетии трех сложных судеб. поэтому когда смотришь, невольно думаешь: а когда они успели подружиться? а почему этот мужчина уже не с той, а с другой? и куда ушло 15 лет?
все эти убегающие годы показаны в популярной нынче клиповой нарезке - под музыку меняются декорации, позы, костюмы, прически, и главное в этой нарезке - быстрые подъемы и падения как в карьерах, так и в личной жизни трех подруг-соперниц.



возможно, поэтому не очень успеваешь проникнуться их тревогами, переживаниями, несостоявшимися женскими судьбами.



правда, есть довольно трогательный, пусть даже отчасти эксплуатационный, момент: когда Нили попадает в санаторий лечиться от медикаментозной зависимости, она на празднике поет песню, помня, что где-то в этом же заведении находится муж Дженнифер. и - о чудо: она слышит его голос. сидящего на коляске человека, который почти не помнит ничего, почти никого не узнает, подкатывают поближе. он узнал песню, он спел ее вместе с Нили.



сложно сказать, почему Сьюзан не дала шанса на долгую счастливую жизнь ни одной героине.
фильм не снискал высоких оценок. но это шанс увидеть хороших актеров, не успевших сыграть много ролей. о судьбе Тейт многие в курсе. и удивительно, что ее героине тоже выпала недолгая жизнь.




а то, что мы так любим в шестидесятых - неоновые краски, обнажающее стройные ноги девушек радикальное мини, уложенные волосок к волоску высокие отлакированные прически, добавляющие десяток лет их обладательницам - и контраст определенной наивности с прожженным сарказмом, все это здесь есть в изобилии.



есть здесь и нелицеприятные шуточки о геях, и очередные попытки утверждения феминизма.
- если мужчина говорит, что не будет сниматься, то это гордость.
если о том же говорит женщина - она капризничает.

upd
считается, что образ Нили в книге списан с Джуди Гарленд. кроме того:
В феврале 1967 года Гарленд была приглашена на роль Хелен Лоусон в фильме «Долина кукол» (1967). Во время съёмок она пропустила репетицию и уже в апреле была уволена, а после заменена на Сьюзан Хейворд. Вернувшись на сцену, Гарленд выступила в Нью-Йоркском дворце, вместе с детьми Лорной и Джои Луфт. Она была одета в брючный костюм с блестками, который был частью оригинального гардероба её героини в «Долине кукол».
(википедия)

также здесь

кинематограф, valley of the dolls, кинораскопки, 1967, Шэрон Тейт, экранизации

Previous post Next post
Up