они не властны над тем, что по праву твоё

Apr 16, 2019 00:41

Призрак в доспехах
Ghost in the Shell
2017, режиссер Руперт Сандерс



одна девушка (Скарлетт Йоханссон) проснулась не в своём теле.
собственно, про своё тело она ничего не помнила. поэтому, когда ей рассказали, что от живого человека тут только мозг, да и тот в амнезии, её сильно колотило об кушетку.
добрая врач (Жюльетт Бинош) после дозы успокоительного рассказала Мире (такое имя ей дали), что ее тело погибло, когда на корабль напали террористы, и от семьи тоже ничего не осталось, а мозг девушки спасли и вставили в искусственное тело.
тело оказалось довольно симпатичным и фигуристым, только не слишком детально проработанным. впрочем, в обычной одежде ее не отличить от человека, а что еще надо для боевого агента?



насчет агента, кстати. добрая врач была против такого использования, а вот корпорация, изготавливающая роботов типа Миры, но без настоящих мозгов, считала, что Мира вполне себе боевая единица, каких мало - мыслящая, при этом почти неуязвимая и очень ловкая и сильная. поэтому Мира быстренько вышла на работу под партийной кличкой Майор, встряла в разборку и застрелила боевую матрешку гейшу-робота, которая оказалась завербована врагом и поэтому убила нужного корпорации человека.



собственно, взлом мозгов в этой реальности - один из популярных шпионских приемов, и чтобы выяснить, кто это сделал, потребовалось еще раз взломать уже взломанный искусственный мозг гейши. на это дело вызвалась храбрая Мира и почти выследила взломщика, но сильно пострадала, подставив свой незащищенный мозг неведомому хакеру.
направившись по следу злоумышленника вместе с напарником (Йохан Филип Асбек), подремонтированная Мира-Майор снова попадает в опасность, но внезапно получает информацию, связанную не только с ее прошлым, но и с историей создания таких роботов, как она. и враг оказывается уже не столь безусловным врагом, а даже немножко наоборот.



с этого момента в жизни Миры уже все не так просто.
во-первых, добродетельность работодателя оказывается под вопросом. вернее, в фирме происходят раскол и диверсия, при разоблачении которой гибнут люди, а в сознании Миры возникают противоречия, довольно сложные для того, у кого мозг и так периодически глючит. теперь ей надо во всем разобраться, и ценой жизни хорошего человека она получает ключ к разгадке.



в сюжете появляются лирические составляющие, и чувствительный зритель наблюдает, забыв про попкорн, как Мира обретает чувства, память, расставляет приоритеты и узнает, что на ее стороне не только напарник с глазами-пуговками, то есть вставленными после попадания под взрыв имплантами, но и еще пара человек, а то и больше.



битва, в которой Мира пытается покончить с виновником всех обозримых несчастий, недлинная, но довольно интересно поставленная. танк-паук с дистанционным управлением, противостояние двух против одного, неимоверные усилия ценой саморазрушения и эпический финал.
в итоге на счету девушки одна серьезная потеря, но обретение не менее важно. можно еще раз начинать новую жизнь.



мир, в котором все происходит, кажется очень знакомым. возьмем мегаполис из Бегущего по лезвию, с его неоновыми барышнями в размер небоскребов и опасными злачными местами. добавим научные разработки примерно как в Видоизмененном углероде, но вместо чипа просто пересадка мозга, смысл тот же - продление жизни путем трансплантации личности в новое, в данном случае искусственное тело. обычный мир киберпанка, в котором наука ушла далеко-далеко и обслуживает только богатую верхушку общества, а простым обывателям по-прежнему нелегко. собственно, все это намечено пунктиром, потому что простой обыватель числом один демонстрирует не слишком тяжелую жизнь, но из сюжета следует, что движение сопротивления находило, с чем бороться, а государство не слишком защищало интересы граждан.



понятие призрака в данной вселенной включает все, что образует личность человека. его мозг, память, мышление, характер, личность. собственно - душа.
википедия содержит куда более туманное определение: призрак - это переход от цифрового начала «0» - бога к аналоговому, которое может испытывать смерть, не теряя данные, а возвращаясь к исходному цифровому началу.



в фильме есть эпизод, как бы отсылающий нас к стандартному определению призрака - драка, в которой Мира то видна, то будто растворяется в текстурах, пропадает и появляется вновь. возможно, именно для этой опции она перед важными заданиями обнажается - снимает одежду, выступая в "доспехах" типа экзоскелета и выглядя как пластмассовый манекен со стыками в суставах и отсутствием физиологических деталей.



в этом мире практически все, кто может себе это позволить, пользуются возможностями трансплантации искусственных частей тела, заменяя изношенные или больные, либо усиливая физические возможности. собственно, отличить людей от человекоподобных роботов наверное сложно - нам не объясняют, как это делается, но никого не удивляет, когда некто сдвигает панель с глазами в сторонку и подключает более сильное оборудование для тонкой работы. да и оторванная рука либо потеря зрения не являются фатальными - почти всех можно починить.



тема взаимодействия людей и роботов как классов не поднимается вообще. вся интрига в том, что имплантация мозга в тело робота вначале преподносится как первый и единственный случай, но потом оказывается, что это не так. а что до обычных роботов, то, кроме взломанных искусственных мозгов, с ними ничего интересного не происходит. затрагивается тема проникновения сознания взломщика в других людей вплоть до коллективного мышления, но не слишком подробно.



понятно, что какие-то идеи кажутся неновыми и вторичными, но это легко объясняется тем, что сама история придумана довольно давно в виде манги (1989г.), потом экранизировалась в виде полнометражного аниме и сериала, и в несколько измененном виде добралась до игрового фильма. в общем-то сильно архаичной она не выглядит. но на мой взгляд, немного не хватает более полной картины мира. там, где в рисованных формах можно допустить условности, в игровом фильме хочется немного более взрослого подхода, с объяснением каких-то догм, служащих опорами данного мира. нам же показана реальность горстки людей, объединенных корпоративными интересами.
тем не менее вышло все зрелищно, а где-то с середины даже лирично и переживательно.



японский характер первоисточника сохранен частично. правда, сами японцы приняли выбор актеров и антуража без особых претензий, тем более что героиня таки обрела именно японские корни. тем не менее критика по расистским поводам присутствовала.
Йоханссон, пожалуй, получилась слишком живой - мне не хватало контраста холодности оболочки робота и теплоты вживленного в него "призрака", которая могла бы вырываться наружу в эмоциях. для идеального, специально созданного тела странновато смотрелись ее сутулость и ходьба в развалочку. но, может быть, так было задумано?



тем более что довольно важную роль человека, от которого в большой степени зависело восстановление справедливости, сыграл Такеши Китано. к сожалению, в фильме он говорит по-японски, а в моей версии перевод был представлен только английскими субтитрами. с моим уровнем невладения языком мне было немного сложновато, но вроде все важное удалось понять.



спецэффектов - по нынешним возможностям - в фильме не так уж много. но все имеющиеся сделаны очень эстетски, даже малость в ущерб технократичному характеру жанра. депрессивности в визуале тоже маловато, все чистенько и аккуратно. довольно впечатляюще выглядят поломанные роботолюди с отсутствием примерно половины тела по совокупности -то коленки не хватает, то носа, то руки. нас, конечно, этим не удивить, но тут уже вопрос не в новшествах, а в технической проработке.



фильм не просто вписывается в жанр, но и является одним из его образцов - вместе с предтечами более раннего выпуска.
сама история довольно простая, и в ней чувствуются типично японские щемящие душу настроения. не факт, что именно в этом воплощении они серьезно не подрастерялись. но и того, что осталось, вполне достаточно, чтобы нескучно провести почти два часа, не слишком напрягая мозги и при этом немножко переживая за героиню и ее соратников.

фильм просмотрен в рамках кинорулетки на тему киберпанк.

кинематограф, киберпанк, 2017, кинорулетка, ghost in the shell

Previous post Next post
Up