и соната слышна едва-едва

Mar 11, 2019 12:14

Мелодрама
Mélo
1986, режиссер Ален Рене


во внутреннем дворике парижского пригородного дома, за столиком с вином и закусками, в гостях у счастливой супружеской четы - знаменитый музыкант Марсель (Андре Дюссолье). когда-то он и хозяин дома Пьер (Пьер Ардити) вместе учились музыке, но успеха достиг лишь один из них. зато второй, удовольствовавшийся ролью скрипача в оркестре, - любящий муж кокетливой и живой Ромен (Сабин Азема).



вспоминая давние приключения, друзья начинают делиться своими историями. оказывается, Марсель одинок - ему не везет на преданных подруг, да и женщинам с ним нелегко - он всегда в разъездах. за спиной Пьера завязывается взаимный интерес его друга и его жены. Марсель не решается развивать эти тайные отношения, но уступает настойчивой и влюбленной Ромен, и перед очередными долгими гастролями берет с нее клятву, что по возвращении она будет только его.



так заканчивается первое действие этой истории, снятой в стилистике театра. статичные планы, развитие сюжета в ограниченном пространстве двух квартир и одного ресторана, красный занавес с золотой бахромой между действиями и гул зрителей, покидающих зал, на финальных титрах.
первое действие оставило чувство невовлеченности и легкую досаду на то, что сюжет банален, легковесная измена вертихвостки любящему мужу лишает зрительского сочувствия всю троицу главных героев - двух заговорщиков и одного ослепленного чувствами простофили.

второе действие переворачивает все не то чтобы с ног на голову, но дает сильнейший крен всему кораблю - Марсель вернулся, но Пьер тяжело болен, и смятенная Ромен не может отойти от его постели. впрочем, она так странно себя ведет, что начинаешь придумывать какой-то особенный заговор...
и в конечном счете перед нашими глазами предстают двое мужчин, которые любили одну женщину.



их полный обид, домыслов, недоговорок и фальшивых убеждений диалог проходит все стадии недоверия. сначала выплескиваются все детали и мысли по этому поводу. потом настойчивые допросы - кто что знает и что думает. потом, в отсутствие ответов - обвинения и доказательства.
концовка близка к катарсису и является грандиозным финальным аккордом ко всей этой истории. мы видим, что может наделать настоящая любовь, которая сложилась так, что удовлетворительного решения этой задачки с треугольником просто не нашлось. и что можно наконец принять друг друга двум сторонам этого треугольника - дошедшим до финала. принять, но понять ли?

она любила только тебя, она написала только тебе... пиу, пиу.

героиня, которая вначале показала себя эгоисткой, уже воспринимается как жертва собственной влюбчивости. но не только. по капельке вспоминаются все мелочи, которые могли отравлять ее жизнь с таким прекрасным мужем. для кого-то это действительно несущественные пустяки, но для нее - кто знает? вот эти истеричные кульбиты, которыми она пыталась развлечь больного мужа, они что - милы и забавны для обоих?
тем не менее и Пьер, и Марсель - каждый по-своему харизматичен и привлекателен. как две стороны одной медали. но собрать их воедино и получить идеал никто не в силах.

понравился весь небольшой ансамбль актеров, особенно мужская его половина. влюбленный до потери достоинства Пьер. сохраняющий до конца достоинство, но не честь Марсель. Фанни Ардан в эпизодической, поэтому немного плоской роли добродетельной кузины. а вот Сабин Азема -  главная муза режиссера - показана немного чересчур наигранной и экзальтированной, да и поступки героини не слишком вызывают симпатию. хотя потом, когда видишь, как ее любили, начинаешь немного иначе на все это смотреть.



сам фильм так умело жонглирует чувствами зрителя, что потом на некоторое время не можешь включиться в повседневную рутину, потому что сложно отключиться от уже закончившегося фильма. несмотря на опущенный занавес.
минимум изобразительных средств, высокий класс.



фильм снят по пьесе Анри Бернштейна.
я смотрела копию с классической советской озвучкой. видимо, добавлены неозвученные эпизоды без перевода, а субтитры не включились. надеюсь, я не пропустила ничего важного для понимания. хотя так до конца не поняла - что там было с докторами и лекарствами.
если кто-то будет выбирать варианты, обратите на это внимание. сама озвучка неплохая, с хорошими актерами.

также тут

1986, кинематограф, Ален Рене, кинораскопки, Mélo

Previous post Next post
Up