Дневник машиниста
Dnevnik masinovodje
2016, режиссер Милош Радович
представьте себе обычную производственную драму про рабочую династию.
дед, отец, сын честно трудятся один за другим в одной и той же профессии. честь им и слава. только вот есть один нюанс. все вместе они убили приличное количество людей, на счету каждого - от 20 до 30, и с каждым поколением число растет. и что интересно, им за это ничего не было. но что еще интереснее, они с этим живут, на вид вполне спокойно, продолжают трудиться. потому что их никто не винит, включая их самих. иначе невозможно. они исправно делают все, что должны делать. они машинисты подвижного состава.
герой фильма - Илия, младший представитель династии, ему около 60. он живет прямо в депо, похоже, в списанном вагоне, переделанном под жилье. он одинок - когда-то его девушку задавил кто-то из коллег.
второй герой - мальчик Сима. он детдомовец. в 10 лет он узнает, что его родители не просто вынуждены были его оставить в результате какого-то несчастья, а легко отказались, потому что не любили. не в силах вынести гибель иллюзий, Сима собирает чемодан и идет на рельсы.
поезд, которым управляет Илия, чудом останавливается в метре от мальчика. узнав, в чем дело, Илия берет Симу к себе. Сима хорошо учится, любит и уважает Илию и вырастает... машинистом.
нет, он хочет быть машинистом, но Илия категорически против. вот я, говорит, уйду на пенсию, потом умру - тогда иди хоть звездолетом управляй. пока я жив - нет.
Илия растит цветы в маленькой оранжерейке. на похороны своих жертв он относит груды букетов. на днях он убил цыганский духовой оркестр в количестве 6 человек. он не хочет, чтобы у Симы была такая же судьба.
очень такой югославский фильм. в нем всего по капельке - абсурда, черной комедии, безумия, тлена и даже мистики. но нет безысходности, чернухи, уныния. а есть любовь и доброта, куча хороших людей и Люба-маньяк, который сыграет свою роль в профессиональном становлении Симы.
кроме Любы, у Илии есть хорошие коллеги и друзья - почти родные и для него, и для Симы. железная дорога - их общая судьба.
- кто это на фото?
- наш сын.
- а где же он теперь?
- я на него наехал. - не выпуская вилку из рук, продолжает ужинать.
выверенная игра Лазара Ристовски (Илия) строится на негромком чувстве собственного достоинства, на молчаливом принятии судьбы и здоровом фатализме - в том, что касается лично его. эмоции вроде бы скудно отмерены - в его роду мужчины не обнимаются и не целуются. когда он идет после очередного наезда к психологу и спокойно выдает детали происшествия, не выдерживает психолог.
Илия всегда опрятен, выбрит, сдержан. выросший Сима (Petar Korac) совсем не такой - он порывист, эмоционален. но тот, кто не знает историю Симы, говорит - у обоих синие глаза, вот это гены :)
в фильме есть приметы времени, но их совсем немного. сюжет может быть расположен в любой точке эпохи железных дорог.
история отлично выстроена, и как ни странно, она не уводит в негатив, а заставляет улыбаться и сопереживать. и финал, немного сдобренный иронией и цинизмом, вовсе не удручает. надо же как-то решать конфликт между намерениями и желаниями обоих сторон, ради которых каждый готов чем-то поступиться.
главное - принять вот эту установку: во вселенной машинистов жертвы неизбежны.
ну и хорошо бы, конечно, не наехать на любимого человека. но это уж как получится.
надолго запомнятся Сима с вытаращенными глазами в кабине мчащегося локомотива и совершенно спокойный Илия, принявший решение и не сумевший его выполнить.
про такое в хорошем смысле безумное и прекрасное кино трудно писать, я всегда не нахожу нужных слов, надо просто смотреть.
а я записала еще один фильм в любимые :)