не планировала как-то отмечать прошедший хеллоуин, но поскольку соответствующая тематика у меня наличествует, то вот вам подборочка про чертовщину и волшебство.
Русалочка
The Little Mermaid
2018, режиссеры Блейк Дж. Харрис, Крис Бушар
всем известную сказку для тех, кто забыл или вчера родился, напоминают на начальных титрах с помощью очень плохонькой анимации. а потом будет еще хуже. сюжет здесь самостоятельный, но с отсылками к Андерсену.
эпичная седенькая старушка сладеньким голосом рассказывает сказку двум внучкам, всяко намекая, что она имеет к ней отношение. перед нами предстает история девочки-сиротки, у которой только и есть, что любящий молоденький дядя и некое респираторное заболевание. девочке почему-то приятно думать, что она плохо дышит, потому что русалка. а дядя хочет ей помочь и поэтому вскидывается бежать навстречу самому шарлатанскому предложению. прочитав где-то, что вода Миссисипи лечит любую хворь, вплоть до неудачной личной жизни и неумения танцевать, волокет деточку в очередную даль. в этой дали расположен шатер шапито, в котором злой Карабас, изобретатель чудо-воды, держит взаперти настоящую русалку, а также гадалку, плачущую слониху и какого-то человекомонстра. русалка Элизабет немедленно впивается взглядом в глаза девочки Эль, гадалка объявляет, что в Эль полно магии, а человекомонстра избивают до потери сознания. пытливый дядя Кэм, подслушав, что кто-то заметил какую-то необычную девочку и хочет ее себе, тупо пропускает это мимо ушей, но умудряется подглядеть, где Карабас прячет какую-то волшебную штуку.
а дальше закручивается - Кэм все время оставляет Эль одну в опасности, бегая за Элизабет; та рассказывает ему свои тайны; потом все ищут спасения... а я сижу и жду, в какое место Элизабет засунет себе ту волшебную штуку, которая оказалась ее душой.
безумно обидно за нецелевое использование голливудских столпов Ширли Маклейн и Джины Гершон, да и за милашку Поппи Дрейтон, которую никак не снимут в приличном кино. с экрана льются сладкий сироп и горький идиотизм в дьявольской смеси - в каждом поступке и диалоге. если кто-то скажет, что фильм детский, мне не полегчает - кто это решил, что дети все стерпят? каждая фраза предсказуема, каждый сюжетный ход банален, а когда надо быстро действовать, иначе догонят, герои трагично замирают и ждут, что будет дальше. потом идут слона спасать. а потом, глядишь, и выберут верное направление.
фильм порой напоминал жуткую пародию на Форму воды. тоже надо было бежать от злодеев в сторону океана, пока жабры не высохли.
понравилось только, как тонкие ножки Поппи превращаются в селедочный хвост. но это очень малое экранное время. можно отдельно посмотреть.
ах да. если тебе будет трудно дышать - иди плавать.
Русалка. Озеро мертвых
2018, режиссер Святослав Подгаевский
если вы видели его "Невесту", то у вас будет некоторое дежавю. та же Виктория Агалакова снова выходит замуж, а у семьи ее жениха снова имеется дом с темным прошлым, в котором задействован артист Игорь Хрипунов. в остальном есть расхождения.
Агалакова чуть меньше бесит гламурной никчемностью и чуть получше играет.
жених умеет плавать, но это надо для сюжета.
дом не посреди подозрительной деревни, а на берегу озера.
сестру жениха играет не Александра Ребенок, а примерно такая же, но брюнетка Сесиль Плеже, и она снова будет подыгрывать злым силам.
в основе сюжета опять древние обряды, но на сей раз прабабушку выкапывать реинкарнировать не будут. будут отбиваться от русалки, которая держит семью в напряжении уже не первое десятилетие.
может, из-за применения испытанного шаблона этот фильм покажется слабее "Невесты". но если от этого абстрагироваться, то не самый плохой хоррор с обращением к славянскому фольклору, обрядовой магии, классическими скримерами и таинственной атмосферой.
от Подгаевского все еще жду не самых провальных фильмов, но пока что потенциал растрачивается втуне.
Сумуру
Sumuru
2003, режиссер Даррелл Рудт
первые минут двадцать просмотра я была уверена, что это чистой воды пародия. явная малобюджетность, невообразимо убогий технический уровень межгалактического корабля, два чудаковатых парня почти без снаряжения, прилетевшие спасать планету... покурив матчасть, никакой пародийности в описаниях не обнаружила. но успела проникнуться таким легким сарказмом, с которым все это сделано.
два астронавта летят-летят-летят и врезаются в красную скалу на пустынной планете. один получает ранение и остается сидеть у скалы, в то время как второй идет на разведку. ясное дело, приземлились они в двух шагах от центра местной цивилизации - змеиного храма. заправляет в нем верховная жрица Таксан, довольно карикатурная особа с недобрыми намерениями - подчинить себе планету. тем временем высшая власть принадлежит местной королеве Сумуру, и эти две - давние соперницы. наш герой Адам попадает на церемонию жертвоприношения огромной змее и за пару минут успевает понять политическую ситуацию. осталось выяснить, почему вокруг одни женщины, а случайно встреченного мальчика пытаются принести в жертву.
поскольку Сумуру берется устроить пришельцев у себя, им удается не только залечить полученные раны, но и провести научную дискуссию с вполне здравомыслящей королевой. правда, идиллии пока не выходит - Таксан преследует противников. а далее - операция по спасению сразу двух цивилизаций: местной, на планете Антар, которой грозят сейсмические разрушения, и земной, у которой есть свои проблемы, и Сумуру имеет шанс помочь землянам.
с помощью палки... ну вы поняли. новая коалиция, бряцая оружием и гаджетами, находит пути к объединению усилий передовой части антарцев с землянами и разъединению с мракобесием змеиного культа.
все эти драки и погони ужасно смешные, костюмы просто хрестоматийные, Таксан такая роковая-опасная, хоть плачь.
но в общем-то фильм забавный, актеры неплохо справились, и этакий ненавязчивый юмор разбавляет это "ух я вас" и "не трогайте ее, она моя!" до приятной концентрации.
пейзажи хоть и однообразные, но симпатичные; главзмея малость механическая, но ловко кусает звездолет за шасси; музыка приличная; храм красивый.
Гоголь. Начало, Вий, Страшная месть
2017-2018, режиссер Егор Баранов
начиная с весны, посмотрела всю трилогию, но пока не отписывалась, так что буду кратко целиком.
отставив в сторону сетования о варварском отношении к Гоголю, отечественной классике вообще и заодно к истории, придется признать, что это довольно качественный продукт. если бы сам Гоголь не прослыл одиозной персоной, склонной к девиациям психики, богатой на двусмысленные биографические домыслы и вымыслы, было бы сложнее. а так пожалуйста - записали в темные, приделали совсем небольшое количество мистических деталей - и вот он, главный герой славянского хоррора, наш собственный Икабод.
кастинг, на мой взгляд, неплох. девушки все как одна красавицы, парни разнообразные и с интересными характерами, особенно второстепенные. кузнец ух :) если бы еще не было отвратительно жеманного Меньшикова (вторая часть без него значительно приятнее вышла), то вообще красота. Петров, которого уже слишком много везде, тем не менее отлично вписался. у него есть этакое антигеройское свойство - червоточина какая-то. положительного героя из него сложно сделать, а вот характер с двойным дном - легко. ну или темного, как тут.
конечно, в попытках объединить много сюжетов в один не обошлось без забавных моментов. смешно было наблюдать, как ближе к концу сталкивались лбами темные сущности, то борясь друг с другом, то защищая основных героев, то нападая, путая и сбивая с толку. но это лучше, чем безусловное добро и зло, которым часто грешат простенькие хорроры. до конца остается интрига, кто же совершит последний судьбоносный шаг и в какую сторону.
порадовал маленький финальный эпизод - сразу понятно, что на серьезность и историчность тут никто не претендует, а вот на сатиричность, близкую самому Гоголю - да. ну и песни на финальных титрах довершили этот разгул хеллоуинского веселья, помогая забыть, сколько крови пролито и голов отделено от туловищ.
обратила внимание, что режиссер тот же, кто снял Sпарту. сделала вывод, что у него может получиться спорно, но точно не скучно.
Тайна Коко
Coco
2017, режиссер Ли Анкрич
посмотрела-то я его еще весной, но никак не получалось о нем написать, а вот теперь он вполне вписывается в тематическую подборку.
фильм скорее для подростков - примерно таких, как главный герой. тем не менее взрослые могут получить свое удовольствие от занятного, хотя немного очевидного сюжета, красивой картинки и душевных подробностей. да и тема взята необычная - загробное царство и память о предках. что само по себе неплохо, ибо дети редко интересуются своей родословной, а о смерти у них если и есть представление, то скорее в мрачном ключе (а у кого не?))
здесь же на том свете устраивают концерты, отмечают праздники, общаются и ходят в гости, но пребывание в этом весьма привлекательном на вид мире тоже конечно. ты есть, пока тебя помнит хоть один человек в мире живых. ставит на комод твое фото в день мертвых, ждет твоего незримого визита в родной дом. а если нет, то тебе грозит полное исчезновение.
герой фильма, 12-летний Мигель, нечаянно попадает в загробный мир, пытаясь отстоять свою любовь к музыке, противоречащую каким-то таинственным событиям семейной истории. его ждут удивительные встречи, опасные приключения, разоблачение обмана и восстановление справедливости.
очень оживляет всю историю мексиканская хохлатая собачка, которая то путается под ногами и портит вещи, то нечаянно помогает.
музыка приятная, песня душевная, но Оскар ей достался, вероятно, не за мелодичность и исполнительскую технику, а за тот контекст, в котором она прозвучала.
ну а анимация сочетает в себе уже знакомое качество в сочетании с живым очарованием объединивших свои возможности Pixar и Disney.
Последняя волна
The Last Wave
1977, режиссер Питер Уир
не отпускало ощущение, что фильм имеет очень похожую атмосферу с "А теперь не смотри", пока не прочитала, что кино отчасти навеяно работами Роуга.
то же напряженное чувство нагнетания повисшей в воздухе опасности. та же недосказанность - положись на подсознание и додумай все сам. такое же влияние хтонических тайн древней земли, которая участвует в сюжете не меньше, чем персонажи. такие же странные, не говорящие ничего конкретного люди, несущие разгадки, но не спешащие их выдавать напрямую.
происходит странное убийство австралийского аборигена. если бы в общине, то юстиция не вмешалась бы. но в городской черте - надо разобраться. внезапно привлекают адвоката по налогам Бёртона (Ричард Чемберлен). он не специалист, но у него есть опыт общения с коренным населением.
тем временем местная природа преподносит странные сюрпризы. ливни, град, выходящая из берегов вода. общение с местными перерастает в странное взаимодействие, проникает в частную жизнь Бёртона. перестаешь понимать, где сны, где видения, где действительность. ясно одно - выбор адвоката неслучаен. в его прошлом есть нечто, открывающее ему дорогу к пониманию происходящего.
похоже, Уиру нравятся вопросы без ответов. в фильме вроде бы есть финал с неким завершением цепочки событий. но точной трактовки вы не увидите. после того, как герой попадает в святая святых местной общины, для него открывается причинно-следственная связь происходящих событий. но чувство, что все, что нам показывают - лишь примитивная верхушка айсберга, остается. а истинная сакральная сущность взаимодействия человека и земли - только приоткрытая его часть.
фильм не из тех, что моментально увлекают сюжетом и заставляют сопереживать, но из тех, которые продолжают будоражить воображение еще долго после финальных кадров.
также
тут Воспоминания о Марни
Omoide no Mânî
2014, режиссер Хиромаса Ёнэбаяси
полнометражная анимация от студии Гибли. бесконечное спасибо тому, кто в моей ленте написал про этот фильм. безнадежной унылой осенью - то что надо: меланхолия, мечты, видения, семейные тайны, обиды и прощение.
городскую девочку Анну, страдающую астмой, тетя-опекунша посылает из душного Саппоро отдохнуть в места, откуда родом ее семья. Анну принимают милые добродушные тетя с дядей, предоставившие девочке бережную заботу и почти полную свободу. у Анны вечная проблема - социализация. она немного замкнута и с трудом заводит друзей. в первый же день в провинции умудряется испортить отношения с соседями и отвадить потенциальную подругу, о чем мучительно жалеет. гуляет одна по красивейшим окрестностям и очаровывается чудесным заброшенным домом по ту сторону отмели, затопляемой во время приливов. несмотря на предупреждения о призраках перебирается к дому, попадает в ловушку прилива... засыпает и, проснувшись, обретает подругу - чудесную белокурую Марни, с которой моментально находит общий язык. но эта действительность оказывается ненадежной - она то включается, то исчезает. Анна приспосабливается вычислять время, когда появляется Марни, совершает с ней прогулки, попадает в ее дом на вечеринку, поднимается в башню, о которой ходят страшные легенды... но в очередной раз вместо Марни обнаруживает в доме новую семью, и тут же возникает множество загадок.
распутать их помогает новая подружка, а Анна обретает новые знания о прошлом семьи, дающие ей опору и помогающие жить в мире с окружающей действительностью.
очень трогательное, красивое, романтичное зрелище. с чисто японским пронзительным чувством, что нельзя наверстать потерянное, но есть зачем жить дальше.
также
здесь