7 мая этого года Первый вертолетный клуб АЭРОСОЮЗ встречал своих героев, вернувшихся из недельного перелета по девяти европейским странам. В этом перелете приняло участие рекордное количество вертолетов - 8 бортов. Таким впечатляющим составом не путешествовал еще ни один российский вертолетный клуб.
Майские вертолетные туры по разным странам мира уже стали доброй традицией для вертолетного клуба АЭРОСОЮЗ. Члены клуба зачастую с женами совершают незабываемые путешествия на вертолетах не только по России, но и по разным странам Европы и Африки. На этот раз в перелете участвовало небывалое количество вертолетов. Пять вертолетов были из Москвы, и три борта членов клуба прибыли из Красноярска, Волгограда и Нижнего Новгорода.
Утром 30 апреля на вертодроме «Волена» можно было увидеть потрясающую по своей красоте картину. 8 вертолетов, на которых находились 25 путешественников, один за другим взмывали в небо, и ровным строем отправились на встречу приключениям.
Первую дозаправку вертолеты совершили в дружественном «Аэросоюзе-СПб», после чего для прохождения паспортного контроля перелетели в «Пулково». Через 2, 5 часа мучительные формальности остались позади, и путешественники любовались видами Питера и Кронштадта с высоты птичьего полета.
Всего через час команда «Аэросоюза» приземлились на финской стороне в аэропорту Лапперанта, который к тому времени благополучно закрылся. Диспетчер уже не работал, пограничника и таможеннника еле нашли. Печати в паспорта путешественников финские представители власти ставили прямо на ветру на летном поле, пока члены «Аэросоюза» самостоятельно заправляли вертолеты. Продрогшие путешественники были очень удивлены такой несерьезной работой международного аэропорта.
Первую ночь команда «Аэросоюза» провела в финской гостинице, а с утра отправились через Хельсинки в Стокгольм. Всем очень понравился перелет через Балтику, а точнее Ботнический залив, над тысячами островов. В солнечную погоду эта часть Европы смотрится как Средиземноморье. В аэропорту Стокгольма вертолеты сели за заправку, после чего направлись в Осло. Под вечер экипажи прилетели в норвежский аэропорт, очень эффектно прошлись поперек взлетно-посадочных полос мимо окон диспетчерской вышки, и сели на терминале для авиации общего назначения (у них это называется general aviation). Посадка в Осло оказалась самой дорогой в Европе - порядка 200 Евро за вертолет. Для сравнения, в остальных аэропортах сборы составляли 20-40 Евро с борта.
На следующее утро путешественники направились через горы на Атлантическое побережье Норвегии в Берген. Местные горы относительно невысокие - всего 1600-1700м, но складывается ощущение, что находишься на ледниках Кавказа, расположенных на высотах 3-4 км. В какой-то момент облачность прижала вертолеты к вершинам гор и путешественники испугались: вперед не пробраться, а обратно вернуться не хватит топлива. Все же после мучительных поисков окно в облаках нашлось, и экипажи благополучно перелетели через хребет.
Фьорды открылись взору внезапно и как в кино. Среди ледяного практически «лунного» пейзажа путешественники увидели ущелье глубиной более километра. Внизу - зеркальная водная гладь, разноцветные домишки, зеленые лужайки и деревья. Вдоль отвесных скал - многочисленные водопады. Ощущение нереальности происходящего еще долгое время не покидало всех наблюдавших эту картину.
Через полчаса полета вертолеты приземлись в аэропорту красивого городка Берген. Больше всего удивило вертолетное движение в аэропорту: через каждые 1-2 минуты взлетали или садились «Сикорские» и «Суперпумы», которые возят вахты на буровые в море.
После заправки экипажи перелетели в отель на берегу фъорда в получасе лета от города. Местные жители еще долго будут вспоминать, как руссие на 8 вертолетах сели на площадку перед отелем, где и пару вертолетов разместить проблематично.
Под впечатлением местных красот группа единогласно решила задержаться в этих местах еще на сутки. Путешественники вдоволь налетались по фъордам, приземлялись в ущельях и на водопадах, запечатлив все это в памяти и на сотнях фотографий.
Во время следующего этапа группа позавтракала в Норвегии, пообедала в Швеции и поужинала в датском королевстве. В центре Копенгагена в одном из ресторанов путешественники шумно отметили пополнение в семье одного из участников перелета. Его семья «пополнилась» новым газотурбинным вертолетом,которого он ждал с прошлого года.
На утро вертолеты перелетели в Германию. Над водой экипажи пролетели всего 50 километров, но во время перелета почему-то шутить и даже разговаривать совсем не хотелось. Немецкий диспетчер аэропорта Росток принял путешественников за группу военных вертолетов (прикольно!). Когда экипажи начали заходить на посадку, стало понятно почему. Над гражданским аэродромом крутила пилотаж пара истребителей немецких ВВС, которые базировались там же.
Следующая ночевка путешественников прошла в польском городке Гданьске. Затем группа перелетела и заправилась в Каунасе. Следущий пункт назначения - Рига, ночевка в Тарту. Очень порадовало, что английский язык у команды Аэросоюза был гораздо сильнее английского диспетчеров соседних стран:)
Заправки в Европе врезались в память особенно сильно. Ведь заполнить баки восьми вертолетов по 2-3 раза в день - дело нешуточное. В Европе на авиационных заправках самообслуживание: подлетел, подкатил вертолет, оплатил кредитной картой, откатил, улетел. Первое время заправка со всеми аэропортовскими формальностями занимала по 2-3 часа, но во второй половине перелета путешественники наловчились делать это за 30 минут. Команда Аэросоюза в шутку назвала перелет «европейский тур по заправкам».
Утром 7 мая вертолеты перелетели из Эстонии в Псков. 1,5 часа формальностей, и группа уже пролетала над родными русскими пейзажами. Погода была грустной - низкая облачность, туманы, дождик, пару раз вертолеты «скреблись» над макушками деревьев. Пришлось даже отсиживаться в лесу в ожидании хорошей погоды. Но все это не помешало благополучно добраться до дома, и группа с багажом самых радостных впечатлений приземлилась на вертодром «Волен».
От обилия впечатлений в головах путешественников все смешалось - какой сегодня день, как выглядел аэропорт в Тарту. Зато участники перелета получили бесценный опыт пересечения госграницы. Оказалось, это намного проще, чем ожидалось. Также экипажи научились летать строем, потренировались в ведении радиообмена на английском и получили бесценный опыт пилотирования в горах. На память у путешественников остались гигабайты фото и видео. А самый главный вопрос участников перелета по возвращению «Куда полетим в следующий раз?».