CFM56: возможно, лучший реактивный двигатель гражданской авиации

Jan 21, 2024 15:18


Как говорят авиаконструкторы, хороший двигатель - половина успеха самолёта.

В сентябре этого года исполнится 50 лет одному из самых успешных совместных предприятий по производству авиадвигателей - CFM International. Его первый продукт, семейство CFM56, стал чемпионом среди реактивных двигателей в гражданской авиации: это самый многочисленный ( Read more... )

было, двигатель, airbus, история, boeing, cfm, техника

Leave a comment

jr0 January 22 2024, 13:08:28 UTC

Спасибо. Хороший текст про любопытное.

Но можно выпуклее и точнее:

1. Не называть ремоторизацией игры с названием проекта. Ремоторизация, это переоснащение мотором, а не изготовление самолетов с другим мотором. Второе - маркетинг или игра с чиновниками сертификации.

2 Успех мотора, когда он стал почти вполне проектом GE - их вентилятор с трансмиссией на CFM56-3. Можно взглянуть на это так: привлечение SNECMA делило часть расходов и давало надежду проще одолеть барьеры рынка Европы. Это сыграло, но французы, видимо, слишком закомплексованы после войны, потому не смущаясь присваивают чужую славу.

3. Важная история в КНР, где CFM56 похитили прямо на выставке, чтобы скопировать. На копирование, правда, у них ушло лет 30 и успех этого воровства все еще спорный.

4. Газогенератор CFM56 имел важного предшественника - TF39. Имеет название GE1 и любопытную историю. Часть ее тут:

https://blog.geaerospace.com/100-year-anniversary/ge1-building-block-engine-greatest-ge-jet-engine-ever/

Историю легко пересказать короче.

+ И, ах да: "половина успеха" кажется мне пошлостью, вроде байки про забор с мотором. Множество великих успехов начиналось не с того мотора. Да, вот же пример: B737.

Reply

aeropax January 22 2024, 19:27:25 UTC

1. DC-8 именно ремоторизировали. Выпуск этого типа закончился в 1972.

2. Американцы пришли к французам не просто так. Число СП на довольно ограниченном рынке авиадвигателей показывает. что на этом поле один давно уже не воин.
Ну и я, как франкофил, не могу разделить вашу франкофобию ))

3. Спасибо, не знал. Хотя не думаю, что КНР в обозримом будущем сможет сыграть заметную роль кроме как крупный рынок.
Не хочу выглядеть расистом, но азиатский менталитет заметно отличается от европейского.

4. Да, CF6 тоже один из шедевров отрасли. Возможно, напишу и онём.

5. Все крылатые выражения с какой-то точки зрения пошлость.
А 737, по-моему, тот же случай, что и Ту-154: стал популярным не благодаря своим достоинствам, а вопреки своим недостаткам.
Джо Саттер в общем-то объяснил, почему 737 стал такими, каким он стал. И с JT8D он летал потому, что так было надо. Самолёт делали под двигатель, если я правильно помню.

Reply

jr0 January 22 2024, 21:32:08 UTC

1. Я прочитал. Спасибо еще раз. Но не все в вашем перечне, что названо так, ремоторизация. Успех с ней связан слабо. Разве что, показали хоть как-то приемлемость.

2. Я не франкофоб. Но историки Франции похожи на совковых. Я не русофоб, просто вранье и самохвальство - путь к развязыванию войн. Наоборот, значение Франции в авиации недооценено, в сравнении с явно перехваленными немцами, например, и с СССР. Особенно ранняя история, с XIX века. Я сейчас стремлюсь ее изучить и плююсь из-за нижайшего качества историков.

Вы недооцениваете значение рыночных границ. Не примечаете слона в комнате, полагаю. Французы тоже дарили свои разработки другим народам, вместе со славой, чтобы продавать больше французского.

3. Я передумал про азиатский менталитет, когда тщательнее изучил японские и тайваньские послевоенные работы. Это коммунистический менталитет цап-царап. Думаю даже, что многим китайцам, из тех, мнение которых и мне важно, тошно от невозможности делать свое, мыслить самостоятельно.

4. В этой статье достаточно хотя бы намекнуть на сложность и значительность предыстории. Чтобы побудить искать читателя. Это ведь и себе читателей готовить.

5. Надеюсь, что не все. Взять самые расхожие у нас из нагорной проповеди. При том что я совсем не религиозен. Про инженерию множество расхожих пошлятин. Иногда ценные сформулированные коротко наблюдения перевирают. Ну, вроде того, как Пушкина цитируют: чем меньше женщину мы любим, тем БОЛЬШЕ нравимся... а там - легче, это про другое.

737 великий проект, безусловная удача. Ему все важные деятели подражают, не глядя на гордость. Скорее двигатель под самолет. Особые требования к надежности истекали из двух моторов. Когда еще солярку не берегли. Скоро оказалось, что и солярка важна, и навороченнейшее оборудование, и схема, число дверей, кресел в ряду, высота прохода... все важно, все предугадали.

Reply

aeropax January 23 2024, 16:40:14 UTC

1. Ремоторизация была и с 707.
Судя по отчётам на сайте "Боинга" до 1984 все новые 707 (то есть военные; последний 707 для авиакомпании Nigeria Airways был доставлен в январе 1978), выпущенные до апреля 1985 года были оcнащены PW.
Потом перерыв, и семьсот седьмые с CF начинаются с 1989. Не думаю, что они были новые.

3. Под азиатским менталитетом я подразумевал не готовность копировать с разрешением или без, а, во-первых, верность традициям, и во-вторых некую прямолинейность. Это очень заметно на тех японских и китайских автомобилях, которые делали без привлечения европейцев. Один мой знакомый автогонщик так объяснил свою нелюбовь к одному японскому спортивному автомобилю: "Они составили чек-лист, что должно быть в современной машине, и аккуратно его заполнили: большие колёса, разгон за столько-то секунд, такие-то технологии... Но всё вместе это не то что "Феррари" в подмётки не годится, от него меньше удовольствия, чем от "Мазды МХ-5", на которой бабушки могут ездить!"

У них нет цельного образа проектируемого объекта. Возможно. потому, что они веками воспитывали в себе следование канонам, традициям, правилам и т.п., а автомобили и самолёты по меркам азиатских культур появились несколько секунд назад.
И вот когда они начинают подражать чужим традициям, тут всё и начинает получаться.

6. 737-100/200 делали под двигатель JT8D, который уже использовался на 727, фюзеляж от которого для 737 и заимствовали.
В семидесятые 737 не был бестселлером.
Схема пригодилась только тогда, когда размеры среднемагистральных выросли.

Reply

jr0 January 23 2024, 17:06:34 UTC

1. Вот видите, как любопытно и сложно, если не путать ремоторизацию с новыми проектами на основе достижений. Такие наблюдения - предмет технической журналистики, исторического анализа.

3. Не вижу, что именно вам заметно на японских автомобилях. Я не о готовности копировать, она всем отвратительна, а о том, что нет настоящей экспертизы у заказчиков, и заказчик один - государство. Ему проще втюхать что-то, что до слез напоминает заграничное и модное, чем нечто новое. А вот частные вкладчики-заказчики гоняются за новым.

Японский автопром велик, потому не нуждается в одобрении гонщика F1. Зачастую японские автомобили вообще ни на что не похожи, и тем хороши. Подражания - госпрограммы часто.

6. Да, так делается шедевр. Как DC-3 - DC-2 с новым салоном, а тот - Ford Trimotor с убираемым шасси и новыми моторами, а тот - металлический Fokker. Шедевр в этом историческом списке один - DC-3. Когда все сошлось на десятилетия. И это не значит даже, что DC-3 в первый год всех победил.

Reply

aeropax January 28 2024, 14:55:38 UTC

1. Не понимаю, где вы увидели путаницу.
Пожалуйста, процитируйте дословно.
Заранее благодарен.

3. Примерно все начинают с копирования. Само по себе обучение любым навыкам - это копирование.
Не вижу в этом абсолютно ничего не то что отвратительного, но и просто плохого.

Какое государство вы имеете в виду в обсуждаемом случае?

Reply

jr0 January 28 2024, 18:03:51 UTC

1. Дык, KC-135. Это была новая постройка. J57 произвели на большую войну, они по сию пору не закончились.

3. Нет, вовсе не все даже и начинают с копирования. Есть слово стартап, оно о том, что кто-то предложил не повторять. Стартапов в каждой отрасли сотни. Почти на каждое соревнование проектов передовых стран представляют по единым требованиям множество очень разных решений. Не повторяющих. Приведите пример с повторами.

Reply


Leave a comment

Up