Сегодня в семь утра по московскому времени исполнилось 45 лет с момента прекращения коммерческой эксплуатации Ту-144.
Рейсы с пассажирами выполняли два Ту-144. Первым в Алма-Ату вылетел СССР-77109 (заводской номер 05-2). Фото сделано в Домодедово, специально для Ту-144 сделали, по-моему, первый в СССР крытый трап, на шасси МАЗ-500. Трапов по слухам было построено два. Есть легенда, что он был с эскалатором, но абсолютно никаких признаков этого не видно. Но и в Москве, и в Алма-Ате, и в других городах обычно использовался самоходный трап СПТ-114, его высоты было достаточно. И они точно были и в Домодедово, и в Алма-Ате, поскольку Ту-114 летал в оба эти аэропорта.
Каждый вторник
Первый регулярный пассажирский рейс Ту-144 состоялся 1 ноября 1977 года. За семь месяцев без одной недели регулярных полётов Ту-144 выполнил 55 рейсов, на которых перевёз 3284 пассажира. Таким образом, средняя загрузка была 60 пассажиров. Это менее половины его вместимости, 120 мест туристского класса и 11 первого класса. Нечётное число рейсов связано с тем, что иногда их отменяли, пассажиров отправляли на Ил-62 и доплату «за скорость» возвращали. А бывало что самолёт разворачивался и возвращался в Москву.
Если бы Ту-144 летали каждый вторник, за период с 01.11.1977 по 23.05.1978 они должен был совершить 60 рейсов.
Посадочный талон на Ту-144 с компоновкой салона, "Аэрофлот" выпускал такие и для Ту-104. В первый класс (четыре ряда с расположением кресел 2+1) билеты не продавались, туристский (в данном случае он же экономический) класс располагался в двух салонах.
Причина невысокой загрузки понятна: билет стоил на 35% дороже, чем на дозвуковые типы, 83 рубля 70 копеек против 62 рублей. На 20 рублей в середине семидесятых можно было неплохо прожить неделю или кутнуть в ресторане вдвоём. Есть мнение, что «Аэрофлот» ограничивал продажу билетов чтобы снизить загрузку и запаса топлива гарантированно хватило бы даже при полёте на запасные аэродромы.
Летал Ту-144 только раз в неделю, по вторникам, из Москвы он вылетал утром в 8:20, а из Алма-Аты вылетал в середине дня и прибывал в Домодедово в 15:30. Для командировочных неудобно.
Кстати, средняя загрузка Concorde тоже была около 50%.
Утром 30 мая 1978 года из аэропорта Домодедово должен был вылететь очередной рейс 499 в Алма-Ату. Но Алексей Андреевич Туполев позвонил заместителю руководителя технической бригады В.А. Горцепаеву и приказал отменить очередной рейс 499 из Домодедово в Алма-Ату 30 мая.
Трагедия в Егорьевске
Причина понятна: неделей ранее, 23 мая, уже после того как рейсом 500 один из двух летавших на регулярных рейсах Ту-144 вернулся в Москву, в испытательном полёте потерпел катастрофу первый серийный Ту-144Д с бортовым номером СССР-77111 (заводской номер 06-2). По воспоминаниям командира его экипажа, именно этот самолёт должен был начать рейсы в Хабаровск. Ту-144Д с новыми двигателями на такое расстояние (ортодромия 6167 км) мог довезти не более 70 пассажиров, но Ту-144 с двигателями НК-144 вообще не мог летать так далеко.
Из-за пожара двигателей 77111 немного не долетел до аэродрома в Жуковском и примерно в 18:45 совершил вынужденную посадку в поле около Егорьевска (Московская область), при этом погибли два инженера из 8 человек, находившихся на борту.
Причиной были дефекты новой топливной системы, которая появилась вместе с двигателями РД-36-51А. На выполнявших регулярные рейсы самолётах СССР-77109 и 77110 стояли другие двигатели, НК-144, и им ничего не угрожало.
Министра уговорил, но вылет отменил
Благодаря этому А.А. Туполев и заместитель главного конструктора по эксплуатации Ю.Н. Попов согласовали продолжение полётов Ту-144 сначала в министерстве авиационной промышленности, а затем, вечером 29 мая, в Министерстве гражданской авиации. При этом и сам министр Бугаев и его зам по эксплуатации Мамсуров были противниками Ту-144. Но все же их удалось уговорить. По воспоминаниям Попова последняя подпись была получена примерно в 22 часа. Однако за ночь мнение А.А. Туполева изменилось. И рейс 500 23.05.1978 для Ту-144 из крайнего стал последним.
СССР-77110 (заводской номер 06-1) был одним из двух Ту-144, которые выполняли регулярные рейсы с пассажирами из Домодедово в Алма-Ату. Номер 345 в носовой части фюзеляжа самолёт получил в качестве экспоната парижского авиасалона в Лё-Бурже в июне 1977 года, и сохранил его до сих пор. После прекращения пассажирских рейсов этот самолёт летал летал в Североморск-1 для исследования вопроса о его применении в качестве дальнего морского разведчика или постановщика помех. Списан в 1984 году, с 01.06.1984 стал экспонатом авиамузея в Ульяновске.
В августе того же года Туполеву приказом министра авиапрома было поручено подготовить решение о возобновлении полётов на Ту-144 в Алма-Ату. Оба самолёта, летавшие на регулярных рейсах, перегоняют из Домодедово в Жуковский, где дорабатывают конструкцию с учётом выявленных к тому времени проблем.
В марте 1979 года доработанные самолёты успешно проходят испытания. Однако МГА в лице министра Бугаева очень не хотело возобновления полётов сверхзвукового самолёта. В 1980 году была проведена подготовка к сверхзвуковым рейсам между Домодедово и новосибирским аэропортом Толмачёво (
который уже принимал Concorde), и был запланирован технический рейс 17 февраля 1981 года. Но «Аэрофлот» настоял на том, что лучше подождать окончания работ с Ту-144Д. Он расходовал меньше топлива и благодаря этому имел бы большую дальность. Но Ту-144 так и не вернулся на линии, ни с новыми двигателями, ни со старыми.
Финал
Эксплуатационные испытания Ту-144Д были запланированы на маршруте Домодедово-Красноярск в 1981 году. Но за два дня до их начала, 12 ноября 1981 года при испытаниях на заводском стенде разрушился двигатель, начало полётов решили отложить. Несмотря на возможность доработок, 27 января 1982 года Минавиапром выпускает указание о прекращении производства Ту-144Д.
Официальную точку в истории первого и единственного советского сверхзвукового авиалайнера ставит постановление Правительства СССР № 491-169 «О прекращении работ по самолету Ту-144 и использовании изготовленных самолетов в качестве летающих лабораторий». Оно вышло 1 июня 1983 года, почти точно через пять лет после отмены последнего рейса. И 40 лет назад.
СССР-77109 летал в Новосибирск техническим рейсом ещё в 1977 году, и снова отправился туда же в свой последний полёт. В 1980-1982 году он был передан в Сибирский НИИ авиации имени С.А. Чаплыгина для ресурсных испытаний, после которых был
списан и порезан в 1986 году. Достоверных данных об этом нет, но это вполне рабочая версия.
СССР-77110 повезло больше, его отправили на ульяновский аэродром Баратаевка и он стал
частью музейной экспозиции. Правда, салон первого класса там утрачен, и теперь там стоят кресла неясного происхождения. Впрочем, на Ту-144Д как раз планировался первый класс 2+2.