Датой формального начала работы аэропорта Рощино в Тюмени считается 15 мая 1968 года. В этом году аэропорт будет отмечать полукруглую и симметричную дату, 55 лет.
В столицу без посадок
Рейсы из этого аэропорта начались намного раньше. В
зимнем расписании с 15 ноября 1966 появился ежедневный рейс 159 из Домодедово до Тюмени на Ил-18. Отправление в 12:55, прибытие в 16:00 (время тогда везде указывали московское). Время в пути 3:05. Обратный рейс 160 прилетал в Москву в 11:00 - надо полагать, на следующий день. Своих Ил-18 в Тюмени не было ни до, ни после, так что самолёт был московский. До этого рейсы 159/160 выполнял Ан-24 с посадкой в Казани прибывал он в Быково. Продолжительность его была 5:55 (в некоторые периоды 6:10), так что Ил-18 сократил время в пути вдвое. Приём Ил-18 стал возможным благодаря вводу в строй взлётно-посадочной полосы длиной 2000 метров в новом аэропорту Рощино.
Утешево превращается в Рощино
В начале шестидесятых в Тюмени был только один аэропорт, которого уже не хватало для резкого роста пассажирских и, главное, грузовых перевозок: железных дорог в области практически не было, автомобильных севернее Тобольска тоже, а навигация по Оби и Иртышу продолжалась не более пяти месяцев. Единственная полоса первого тюменского аэропорта имеет длину 1100 метров, а расширять его было некуда, поскольку он располагается рядом с городом. Чтобы использовать в Плеханово (хотя в то время тогда он был ещё без названия) Ан-12, насколько я понял, его приходилось недогружать. Для приема этого типа в аэропорту заасфальтировали полосу.
Место для нового аэропорта выбирали с 13 октября 1961 года, и в конце концов нашли три варианта, плюс рассматривался вариант реконструкции действующего. Остановились на участке у деревни Утешево. В 1964 году Совмин РСФСР распорядился об отводе 537 гектаров, и началось строительство нового аэропорта. Сначала его называли Утешево, потом по неизвестной мне причине стали называть Рощино. Старый тоже получил имя - Плеханово. Он был построен в 1934 году рядом с деревней Плеханова (да, на «-а»; наверное, потому что деревня - это «она»).
В 1966 году была построена полоса из нового тогда материала струнобетона. Длина 2000 метров позволяла принимать Ил-18 и, с ограничениями, Ан-12 и перспективный Ту-134.
Регистрация в Плеханово, вылет из Рощино
Но на территории Рощино было готово только лётное поле и минимальный комплект служебных зданий - в частности, КДП.
Ил-18 в цветографической схеме до 1973 года. Какие именно Ил-18 начали летать в Тюмень в 1966 году, мне неизвестно.
Вылетающих пассажиров регистрировали в аэровокзале Плеханово, и затем автобусом доставляли к трапу самолёта.
Как долго продолжалась такая практика, я не знаю. Официально новый аэровокзал был принят в эксплуатацию 21 февраля 1970 года. В расписаниях 1967 и 1969 года рейс из Москвы в Тюмень только один, на Ил-18 из Домодедово, потом из Внуково.
В
1968 или 1969 году появляется рейс 1291 Москва (Быково)-Казань-Тюмень-Сургут. Но в московском расписании он не фигурирует как выполняемый в Казань и Тюмень. Наверное, экономили строчки?
В 1971 году прямых рейсов между Тюменью и Москвой стало два: прибавился утренний 162 на Ту-134 (это видно в
тюменском расписании).
Собственные Ту-134 тюменцы получили в марте 1972 года, и, насколько я смог разобраться, первый рейс выполнили 8 октября. Правда, от текста в книге «ЮТэйр - Вехи истории» возникает впечатление, что это было не в 1972, а в 1973 году.
Первый остался без номера
Формальное появление и открытие Рощино привязано к 15 мая 1968 года, когда вышел приказ Тюменского УГА №140 о создании Второго тюменского объединённого авиаотряда. Но могли праздновать и раньше: приказ ТУГА появился на основании приказа МГА №040 30 апреля.
Во Второй тюменский ОАО был включен новый аэропорт Рощино, а также лётный отряд 259, включавший все тюменские Ли-2, Ан-24 и два Ан-12. Последних в Рощино базировалось больше, но ими сначала «поделилась» военно-транспортная авиация. В новый ОАО были переведена примерно половина сотрудников.
В Тюменском объединённом авиаотряде (кстати, он был создан в июне 1963 года, в текущем году мог бы отметить 60-летие) остались 246-й ЛО с тремя эскадрильями Ан-2 и 255-й отряд с вертолётами Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10 и, вероятно, Ка-18. Судя по доступным источникам, первый Тюменский ОАО после разделения не получил в названии порядкового номера, в отличие от 2-го.
Плеханово продолжал активную жизнь - отсюда выполнялись
местные рейсы на Ан-2 и вертолётах, тут проходили обучение пилоты, техники и бортпроводники.
В Рощино в 1975 году была построена вторая полоса, в мае 1976 года реконструировали и удлинили первую (струнобетон оказался не очень хорош в условиях перепадов температур - крошился). В 1976 году в Тюмени начинают осваивать Ил-76, в 1980 Ту-154, а в 1986 году Тюменское управление стало первым гражданским эксплуатантом самого большого вертолёта в мире Ми-26.
Расписания я искал на сайте
www.aviaposter.ru.
Искренне благодарю владельца сайта М.Л. Парамонникова за огромную многолетнюю работу по сбору и систематизацию расписаний советского МГА.
Чрезвычайно много материала я нашёл в диссертации Артура Аскаровича Исмагилова
«Развитие гражданской авиации Тюменской области в 1964-1991 гг.», изданной в 2017 году Сургутским университетом на правах рукописи.
Книга «UTair - вехи истории» выпущена Сибирским издательским домом в Тюмени в 2014 году.