Пару дней назад исполнилось 85 лет самому большому воздушному судну в истории: 4 марта 1936 года выполнил свой первый полёт дирижабль LZ 129 «Гинденбург». Уже 23 марта он выполнил свой первый коммерческий рейс, а 6 мая отправился в Америку.
LZ 129 стал третьим дирижаблем, построенным специально для коммерческих перевозок пассажиров - остальные имели в основном военное назначение. Первым «лайнером» был LZ 126 в 1924 году. Но его сделали пассажирским для маскировки: Германии по Версальскому договору было запрещено строить военную авиацию. А LZ 126 строили по заказу США, в счёт репараций (общая стоимость 3,2 млн долларов). Поэтому в нём был обустроен салон на 30 спальных мест для пассажиров, помимо мест для размещения экипажа также из 30 человек. Но после перегона его через Атлантику он был переда военно-морскому флоту США и никогда не использовался для коммерческих перевозок. Водород в нём заменили на гелий, переименовали в ZR-3 «Лос Анджелес», и он прослужил до 1939 года, когда был списан.
Прибытие первого рейса LZ 129 в Лейкхерст. На заднем плане ZR-3, бывший LZ 126.
Вторым пассажирским дирижаблем стал знаменитый LZ 127 «Граф Цеппелин», который успешно работал на линиях «Дойче Люфтшиффарт Акциенгезельшафт» (DELAG - Deutsche Luftschiffahrts Aktiengesellschaft, «Немецкое акционерное общество перевозок на воздушных кораблях») с момента своей постройки в 1928 году. Один из первых его полётов был в США, завершившийся 12 октября (день прибытия Колумба в Америку) 1928 года. Пожалуй, это самый известный дирижабль в истории благодаря многочисленным полётам по всему миру, в том числе над СССР и Арктикой. Но регулярные рейсы, которые начались в 1931 году, LZ 127 выполнял только между Германией и Бразилией, где было много немецких эмигрантов. «Гинденбург» строили именно для полётов в США.
В гондоле LZ 127разместились восемь двухместных купе (кают) и два четырёхместных, итого 24 пассажира. В столовой-гостиной 20 мест
Новый дирижабль вдвое увеличил флот «Дойче Цеппелин-Реедерай» (Deutsche Zeppelin-Reederei, DZR), которая была создана в 1935 году и стала преемником DELAG. А суммарная пассажировместимость увеличилась более чем на 200 процентов! В «Графе Цеппелине» было 24 пассажирских места, а «Гинденбург» был сначала рассчитан на 50 пассажиров. К сезону 1937 года в нём оборудовали дополнительные купе общей вместимостью на 22 пассажира. Проектировали его в расчёте на использование гелия, а заполнили водородом, и грузоподъёмность от этого выросла.
Пассажирские помещения в LZ 129 были гораздо более обширными, и занимали две палубы
В «Гинденбурге» жилые помещения убрали в корпус. Это уменьшило аэродинамическое сопротивление, выступающей осталась только небольшая гондола с кабиной управления, и позволило увеличить полезную площадь внутренних помещений. Правда, в итоге каюты для пассажиров, оказавшиеся середине, лишились окон. Но великолепные виды открывались с прогулочных палуб, расположенных рядом с общими зонами, столовой слева и гостиной и комнатой для чтения справа. На нижней палубе располагались туалеты, душевые, кухня (блюда подавались в столовую лифтом) и комната для курения с баром. В ней создавалось повышенное давление, чтобы исключить попадание водорода при его утечке, поэтому с другими помещениями она соединялась через шлюз.
Виды с высоты 200-400 метров открывались великолепные
«Гинденбург» почти ровно в течение года, с 6 мая 1936 (отправление из Германии первого рейса) по 6 мая 1937 года (прибытие в США последнего) выполнял рейсы из Франкфурта-на-Майне в Лейкхерст и обратно. Это был в своём роде «Конкорд» своего времени.
В среднем полёт в США занимал 65 часов, обратно 52, но при попутном ветре время сокращалось: в августе 1936 года LZ 129 долетел из США в Германию за 43 часа и две минуты.
Самолеты не могли конкурировать с дирижаблями ни по дальности полёта, ни по вместимости. «Гинденбург» был рекордсменом среди коммерческих воздушных судов того времени и по вместимости, и по дальности. Один из самых вместительных самолетов того времени АНТ-20 «Максим Горький» был рассчитан на 72 пассажиров и 8 членов экипажа, а «Гинденбург» мог перевозить до 133 человек пассажиров и экипажа. Рекорд дальности, установленный летом 1937 года5 экипажем Михаила Громова на АНТ-25, был равен 11 500 км. На это потребовалось 62 часа 17 минут. Но ни о каких коммерческих перевозках на таком самолете не могло быть и речи, там было предусмотрено место только для экипажа, и то с минимальным уровнем комфорта. Дирижабли преодолевали тысячи километров, предоставляя комфорт на уровне спальных вагонов.
Дирижабли конкурировали с океанскими лайнерами. Даже самые быстрые из них, «Нормандия» и «Куин Мэри» на пересечение океана тратили не менее 96 часов. Но когда самым быстрым средством связи был телеграф, время стоило дорого. Билет на цеппелин в одну сторону продавался за 1000 рейхсмарок или 400 долларов.
Для сравнения: народный автомобиль KdF-wagen (Volkswagen его стали называть уже после войны), который проектировал Фердинанд Порше, должен был стоить 990 рейхсмарок. В США за 400 долларов тоже можно было купить недорогой автомобиль.
Предварительное расписание на 1937 год. Планировалось ввести в строй аналог «Гинденбурга», LZ 130 «Граф Цеппелин II». Но в мае 1937 коммерческие рейсы дирижаблей были запрещены.
Была система скидок: билет туда и обратно обходился в 720 долларов. Можно было выкупить двухместную каюту полностью за 680 долларов (скидка 15%), или за 1224 туда и обратно.
Билеты на океанские лайнеры стоили существенно дешевле. По размерам каюты и комфорту (общий душ и туалет, нет иллюминатора) на «Куин Мэри» к престижному дирижаблю ближе всего место в каюте третьего класса, которое обходилось в 93 доллара. Да, быть одним из 579 пассажиров третьего класса пусть и самого современного лайнера не так приятно, как одним из 72 не разделенных на категории клиентов DZR. Но это стоило в четыре раза дешевле! И даже каюта первого класса на верхней палубе, с окнами и полноценной ванной стоила 295 долларов! В «Гинденбурге» душ включался на несколько минут - ведь запас воды на борту ограничен. Конструкторы душей в первом классе А380 вынуждены были повторить это решение.
Пассажиры морских лайнеров могли заказывать блюда, что называется, a la carte. На борту дирижаблей было фиксированное меню. Ручная кладь не более 20 кг, ещё 100 кг можно было бесплатно отправить багажом, который доставляли по морю.
Стандартная каюта «Гинденбурга». Справа откидная раковина. Очень облегчённая версия купе европейских поездов.
В общем, всё, как с «Конкордом»: за скорость пришлось платить массой ограничений в путешествии, так что пассажир получал комфорт эконом-класса по цене первого. Плюс, разумеется, престиж.
За 14 месяцев эксплуатации LZ 129 совершил 63 полёта общей протяженностью 337 000 км. В основном он летал из Франкфурта в Лейкхерст, но были и полёты в Бразилию, а также, как теперь сказали бы, чартеры.
Более успешный LZ 127 летал с 1928 по 1937 год, совершил 590 рейсов, его налёт превысил 1 720 000 км. Всего он перевёз более 30 тысяч пассажиров, из них платных 13 110. Его списали в июле 1937 года и оставили в ангаре во Франкфурте как музей самого себя.
Проектировали LZ 129 в расчёте на гелий: он вдвое плотнее водорода, но опережает по лёгкости все другие газы. Главное - за счёт инертности гелий абсолютно безопасен, в отличие от водорода, который образует с кислородом воздуха взрывоопасную смесь. Но гелий в нужных количествах добывали (может быть уместным и слово производили) только в США, и его экспорт был запрещён. Хуго Экенер, глава «Люфтшиффбау Цеппелин», а также главный конструктор и шеф-пилот компании, договорился с президентом США об исключении, но после прихода к власти в Германии НСДАП в 1933 году о смягчении эмбарго на продукцию военного назначения не могло быть и речи. Эккенер, к слову, к нацистам относился прохладно, но тоже оказался жертвой санкций. Итог известен: в мае 1937 года «Гинденбург» погиб при пожаре из-за возгорания водорода.
Он не был последним дирижаблем: в июне 1936 года был заложен второй воздушный корабль той же серии, LZ 130 «Граф Цеппелин II», который полетел в 1938 году. Но LZ 130 имел такие же размеры, 245 метров в длину. 41,2 метра в диаметре, так что лишь занял место «Гинденбурга», но не превзошёл его.
LZ 130 никогда не выполнял коммерческих рейсов: из-за катастрофы «Гинденбурга» 6 мая 1937 года рейсы на дирижаблях, наполненных водородом, были запрещены. LZ 130 использовались в демонстрационных полётах и с целями пропаганды до 20 августа 1939 года. Совпадение или нет, но как раз в конце июня того же года начались первые регулярные трансатлантические рейсы «Пан Америкэн». Которые, впрочем, были прекращены в сентябре в связи с началом Второй мировой войны.
LZ 130, LZ 127 и недостроенный LZ 131 были ликвидированы весной 1940 года по приказу рейхсминистра авиации Геринга.