Последний флагман

Mar 30, 2014 15:18


Сегодня утром состоялся последний рейс Ил-96 "Аэрофлота".

Сегодня мы можем считать завершённой советскую эпоху в гражданской авиации: Ил-96 был флагманом последнего поколения самолётов СССР.

Он не так плох, как кажется многим ценителям истинного комфорта. Многие пассажиры отмечают удобство кресел, тишину и плавность полёта. Другие (я, например) удивляются, как, создав один из лучших планеров в своей категории, конструкторы не сумели проработать кинематику откидных столиков в экономе и сделать нормальное освещение в первом классе. Мелочи вечно подводили советские изделия.

Конечно, эпоха Ил-96, как и почти всех четырёхмоторных самолётов, закончилась естественным образом -- рынок достиг таких масштабов, что разница в себестоимости перевозки в несколько сотен рублей становится критически важной. И ПС-90, превратившие Ил-96 в самый надёжный из трёхмоторных самолётов в мире и самый экономичный среди пятимоторных, тут ему никак помочь не могли. История с американскими двигателями для Ил-96 М/Т вряд ли могла кончиться иначе: в условиях жесточайшей конкуренции и искусственно поддерживаемой дуополии помощь потенциальному третьему участнику выглядит нелогично.

Что могло спасти Ил-96? Действий в рамках одного авиапрома было бы недостаточно. Хотя трудно отрицать, что целая отрасль была развалена, и эта потеря гораздо серьёзнее, чем может показаться. Но не развалиться она не могла. В этом лучшем из миров события всегда развиваются по наихудшему из возможных сценариев. Для спасения авиапрома нужны были согласованные действия нескольких отраслей и политического руководства. На волне эйфории отряхивания праха "совка" и слегка истерического восхищения всем ранее недоступным никто не рисковал заставить потребителей быть патриотами. Это, кстати, сработало и с электроникой, и с автомобилями -- то есть со всем, что связано с производством сложной техники.

А в гражданской авиации непосредственным потребителем являются авиакомпании, и они покупают не просто продукт, а средство производства. Они не могут себе позволить не обращать внимания на экономические параметры -- это вопрос жизни и смерти, буквально. Авиапром по привычке вёл себя как головная отрасль и воспринимал авиакомпании как свой придаток. Увы, в девяностые всё стало наоборот -- то есть нормально. Руководители оного авиапрома не захотели или не смогли этого заметить. Боюсь, что если кто и виноват в развале производства гражданских самолётов, то это те самые люди, которые руководили таковым производством. И, конечно, "время было такое", не без этого. Хотя для талантов и гигантов это не оправдание, конечно.

Из 28 построенных Ил-96 у "Аэрофлота" осталось шесть. Ещё три у "Кубаны". Больше на регулярных линиях он не используется. Конечно, наличие его в парке Специального лётного отряда выглядит лестно, но вот у королевы Великобритании есть два построенных специально для неё "Бентли", у президента США "Кадиллак", у императора Японии "Тойота" с каменными подножками... но мы же все понимаем, что к серийной продукции все эти автомобили не имеют отношения. С самолётами у президентов и императоров другая история, и тут Ил-96 просто исключение. К сожалению.

Мне очень жаль, что Ил-96 стал символом несбывшихся надежд и невыполненных планов. Mais c'est la vie. "Надо благодарно принимать..."

ил-96, аэрофлот

Previous post Next post
Up