Что в имени тебе его?

Jun 24, 2013 23:32


Недавно мне задали вопрос - а что означают числа в обозначениях самолётов? В процессе ответа пришлось попробовать классифицировать методы присвоения индексов.

Конечно, во многих случаях это просто более-менее абстрактный код, присваиваемые из последовательного ряда, как некогда индексы моделей советских автомобилей до появления нормали в 1966 году. Но гражданская авиация довольно давно стала ориентироваться на потребителя, и для привлечения пассажиров то авиакомпании присваивали впечатляющие названия эксплуатируемым ими типам, да и сами производители тоже не терялись. Впрочем, вопрос мне задали именно про числа. Вот с них и начнём.

По числу мест

Когда проект Airbus только начинался, предполагалось создать двухмоторный 300-местный самолёт. Конечно, большинство вариантов компоновки у авиакомпаний предусматривало меньшее число мест, однако 300 было символическим пределом.
Впрочем, существовали и А300 с числом мест более 300 - французская «Эр Энтер», летавшая по внутренним линиям, эксплуатировала А300 на 314 мест. Такая вместимость была достигнута за счёт удаления кухонь и установке девяти кресел в ряд вместо восьми.

Аналогичный метод выбора индекса использован и для нашего «Суперджета» - в SSJ 100 число обозначает максимальное число мест. Точно также действуют и конкуренты - у «Эмбрайера» последние две цифры в индексах Embraer 170 и Embraer 190 тоже указывают на примерное количество перевозимых пассажиров. Также с вместимостью связаны и обозначения ERJ 135, 140 и 145. Конечно, в реальности число может отличаться, но как ориентир индекс вполне годится.

Использовала этот метод и канадская «Бомбардье» для семейства CRJ. После первых двух версий, где 100 и 200 были в общем условными, появилась модификация CRJ440 на 44 пассажира вместо 50 у предшественников. Затем новый метод был взят на вооружение: CRJ700 был рассчитан на 70 пассажиров, CRJ900 - на 90, а CRJ1000, как нетрудно догадаться, на 100.

Счастливая семёрка
Индексы большинства моделей, однако, несут в себе куда меньше информации. Например, «Дуглас» не слишком напрягал фантазию при обозначении типов своих самолётов: за указанием производителя и назначения Douglas Commercial (DC) следовал просто порядковый номер: 2, 3, 4, 5 (малоизвестен, так как было сделано всего пять машин), 6, 7, 8, 9 и 10. Гораздо интереснее история первенца реактивной авиации США, Boeing 707.

Прототип 707-го имел обозначение 367-80, или просто Dash 80 (то есть «дефис 80»). В то время «Боинг» уже вышел в обозначении моделей на третью сотню - например, Stratocruiser назывался Boeing 377, так что всё укладывалось в общую логику. 367-80 вообще-то разрабатывался как реактивный танкер для дозаправки в воздухе, и был предназначен для замены винтовой модели 367 (KC-97 в номенклатуре ВВС США, если кому-то интересно). Обозначение принципиально новой модели через чёрточку, как модификации уже существующего самолёта, было принято из соображений секретности. Но в конечном счёте он полетел в гражданском варианте, и возник вопрос, как его обозначить? Трёхсотые индексы были почти исчерпаны, да и принципиально новый продукт надо было подать по-новому. Серия 400 уже использовалась для бомбардировщиков (знаменитый B-52 на самом деле Boeing 464), 500 и 600 заняты не самолётами, а вот 700-я была свободна.

Самый удачные модели Boeing всегда имели обозначения, включающие семёрку прямо или косвенно. Двухмоторный довоенный 247, который царил на линиях США до появления DС-3, роскошный дальнемагистральный 377, бомбардировщики B-17 и B-47… даже B-52 и B-29 вписываются в эту картину: пять и два в сумме сдают семь, и девять минус два тоже семь! «Клиперы» Boeing 314, на которых были открыты первые трансатлантические рейсы, также имеют в индексе 3 и 4, и число 14… в общем, для революционного нового типа был выбран элегантный и счастливый индекс - 707.

И большинство пассажирских Boeing также имеют обозначение формата 7x7.

Правило не обошлось без исключений. Индекс 717 сначала присвоили заправщику, но позже использовали повторно, когда «Боинг» выпускал под своим брендом модификацию MD-90 купленного им «Макдоннел-Дугласа». А ещё была укороченная модель для коротких и средних линий Boeing 720. Таких самолётов выпустили всего 154 штуки - по сравнению с более чем тысячей 707-х это довольно скромно.

Редкое исключение

Есть пример, когда имя самолёта несло в себе значение его скорости. «Консолидейтед Вулти», она же «Конвэйр» по просьбе Говарда Хьюза спроектировала самый быстрый реактивный лайнер в мире и назвала его CV-880 - потому что его максимальная скорость была равна 880 футам в секунду (970 км/ч). Один из ранних вариантов обозначения был CV-600 - 600 миль в час.
https://www.youtube.com/watch?v=Z1lGhZISDMQ

Эффект от скорости оказался невелик. CV-880 и его удлинённая версия CV-990 из-за небольшого диаметра фюзеляжа вмещали по пять кресел в ряд, и проигрывали по вместимости как 707-му, так и DС-8. Попытки сделать из них престижные лайнеры для элитных пассажиров успеха не имели - «Дельта» в 1960 году запустила этот тип с салонами полностью первого класса, но всего через год добавила и салоны эконома (main cabin, как их деликатно называют в Штатах), которые постепенно занимали всё большую часть салона… В общем, бабло победило стремление к красивой жизни. Так что CV-880 остался в истории как пример коммерческой неудачи - «Конвэйр» после этого прекратила заниматься гражданскими самолётами. Зато один CV-880 купил Элвис Пресли.

Магия цифр

Обозначение самолётов в СССР было предельно простым - каждое КБ просто последовательно перебирало все числа. На что нам указывает наличие Ил-12 и Ил-14 вместе с Ан-12 и Ан-14. Исключением стало КБ Туполева. Андрей Николаевич вполне подтверждает слухи о его коммерческом и политическом чутье: единственный из наших авиаконструкторов он последовал примеру «Боинга» и закрепил систему индексации гражданских продуктов по единому образцу. Ту-104 получил индекс просто по порядку, а вот уже начиная с Ту-114 (который по порядку был, если не ошибаюсь, «изделием 107») гражданские модели именовались по формуле 1х4. Однако в восьмидесятые годы КБ решило продемонстрировать переход «на новый уровень» и сразу со 154-го перескочило на модели с обозначениями 204/214 и 334. Как обстоят дела с ними, мы знаем… Если бы я делал передачу для канала ТВ-3 или "Рен-ТВ", то в этом месте надо было глубокомысленно посмотреть в камеру и сказать глухим голосом: «Магия цифр не прощает нарушений»…

туполев, convair, airbus, история, boeing, dc

Previous post Next post
Up