Не вырубишь топором - так вычеркни пером или О стандартизации

Jul 14, 2012 01:08



"Я не спрашиваю, хороши ли ваши законы - я спрашиваю, соблюдаются ли они?"

Шарль Луи Мотескьё

По поводу А321, заказанных "ЮТэйром", на одном авиафоруме завязалась дискуссия о том, насколько такая плотная компоновка соответствует стандартам.

Удобство и «удобства»

Одной из тем было число туалетов, и кто-то упомянул, что по нашим стандартам трёх для 220 пассажиров будет мало. На самом деле по туалетам стандартов нет ни в РФ, ни вообще в мире. Видимо, законодатели уповают то ли на здравый смысл, то ли на "невидимую руку рынка". В целом считается что одного туалета на 40-50 пассажиров эконома достаточно. На самом деле 321-е у некоторых европейцев тоже не образец простора и заботы о комфорте: у "Эр Франс" на 212 кресел три туалета, как и у "Свисса" на 209, а у "Алиталии" на 200. Кстати, "Уральские" сумели впихнуть в 220-местный 321 четыре туалета.

Несомненно, "Юрал Эйрлайнз" ради обеспечения "удобств" в кавычках вынуждены был пожертвовать удобством в более широком смысле слова. То есть шагом кресел. Он, в отличие от числа туалетов, в России регламентируется стандартом.

Впереди планеты всей

Я в своё время и сам был удивлён эти фактом - ведь практически нигде в мире шаг кресел не нормируется. А РФ такая продвинутая оказалась!
В отраслевом стандарте ОСТ 54-3-62-93 помимо прочего прямо указан минимальный шаг кресел:

Класс
обслуживания
пассажиров

Шаг установки пассажирских кресел, мм

Для ВС местных воздушных линий, с продолжительностью полета, ч

Для магистральных ВС, с продолжительностью полета, ч

до двух

свыше двух

до трех

свыше трех

Первый класс

960

960

1020

1030

Деловой класс

-

900

960

960

Экономический класс

750

780

810

870

720*

Примечание: * Допускается для ВС местных воздушных линий числом пассажирских мест не более 20.

Стандарт действует с 01.03.1994 - то есть без малого двадцать лет. Однако каждый, кто хоть раз попадал на борт знаменитых и многими любимых Ту-154 и Ту-134, мог легко убедиться с помощью рулетки, что практически все эксплуатанты этих типов ОСТ успешно нарушают - шаг кресел у них 750, а в некоторых рядах и 720 мм.

Надо сказать, что процесс поиска официальных текстов ОСТов в нашей стране представляет некоторую проблему. Есть довольно много желающих нам их предоставить... но после оплаты и дней через пять. Что для фактически законодательного документа ситуация странная. Впрочем, за рубежом не лучше - приходилось мне искать тексты стандартов SAE. Но там хоть оплата и получене текстов онлайн... Тексты ОСТов я нашёл (в том числе вот здесь и здесь). Но параллельно получил и ещё один немного неожиданный результат.

Дело «Аэрофлота»

В процессе поиска я набрёл на дело № А40-4288 / 09-92-34 (кэш "Гугла").

Это было заявление "Аэрофлота" к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области, которое имело наглость 25.12.2008 найти в действиях "Аэрофлота" признаки административного правонарушения. Нарушение как раз выражалось в том, что в салоне эконом-класса Ту-154 упомянутой авиакомпании шаг кресел 760-770 мм, что противоречит упомянутому ОСТ- самолёт эксплуатировался на рейсах продолжительностью более трёх часов, и должен был бы иметь шаг кресел в экономе не менее 870 мм. За что перевозчик, ныне претендующий на звание «премиального», должен был заплатить штраф в 20 000 рублей.

Казалось бы - что тут неясного? Есть стандарт, есть нарушение, и удивительно только то, что нарушение стандарта выявлено на 15-м году его существования. Да ещё у одного из лидеров отрасли.

Но самый басманный суд в мире видит дело несколько иначе, и вопрос был решён совсем не в пользу магаданского управления Роспотребнадзора! Какие наглые -- требуют соблюдения какого-то отраслевого стандарта... Мотивировка довольно длинная, так что я кратко и своими словами.

Во-первых, «Аэрофлот» имеет свидетельство эксплуатанта, и уже поэтому у него всё хорошо.
Во-вторых, обсуждаемый вариант компоновки одобрен разработчиком, ОАО «Туполев».

Аналогия из более повседневного опыта: если инспектор тормозит машину с неработающими фарам иили тонировкой, но при этом у машины есть техосмотр, а у водителя права, то инспектор должен машину отпустить.

Всё, привет ребята, стандарты ваши можете вставить в рамку и повесить на стену, а к взрослым дядькам с ними не ходите - они люди серьёзные, самолётами рулят. Им не до каких-то там прав потребителей.

Возникает вопрос - а на хрена же такие стандарты принимают, которые так просто обойти?  И почему после принятия ОСТ ОАО «Туполев» не пересмотрело все свои компоновки на предмет соответствия?
Про «Аэрофлот» задавать вопрос не стану - нынче у перевозчика, пользующегося всеми правами национального, новое руководство, при котором он и стал претендовать на титул «премиального уровня». И 154-х во флоте больше нет. Всё чисто, ага.

Кто на ком стоит

Логику стандартизаторов (в обоих смыслах этого слова) мне иногда понять не просто. Вот пример из неавиационной, но соседней как бы области - транслитерация имён и фамилий в загранпаспортах.
До 2010 года  для транслитерации в паспортах, как и во всех прочих документах, применялся специальный ГОСТ 7.79-2000, представляющий собой изложения ISO 9. Международный стандарт - ну как дорожные знаки или коды IATA/ICAO. Он вообще должен использоваться и используется для транслитерации любых имён и названий в любых документах и всех отраслях. Потому что стандарт!

Но приказом ФМС России с 16 марта 2010 года для транслитерации должна применяться таблица из приложения к ГОСТ Р 52535.1-2006 - который вообще-то регламентирует не написание имён и названий, а просто машиносчитываемые документы.

Вот это по-нашему! Заменить международный стандарт, действующий уже десять лет каким-то приложением к стандарту из вообще иной отрасли. Разработчики которого, по идее, должны были бы сами использовать тот самый ISO 9. Но нет, каждое ведомство у нас такое ведомство, что по чужим правилам работать не будет.

Последствия пожинают все Юрии и Юлии, Яковлевы и Юргенсы, у которых внезапно в новом паспорте имя или фамилия теперь пишутся совсем не так, как раньше.
Кстати, меня всегда интересовало: почему нельзя дать гражданам право самим определять, как их будут писать? Один господин из профильного органа мне сказал: да ведь тогда ведь будет такой разнобой! Да, в самом деле - тут и без нас МВД и ФМС устроили такой бардак с нашими фамилиями, что конкурировать с ними у нас уже не выйдет.

air france, swiss, стандарты, ОЗП, нормативы, ютэйр, аэрофлот, умом Россию не понять

Previous post Next post
Up