Этот вопрос для меня очень личный, Маринины куклы значат для меня очень много.
Есть одно очень важное обстоятельство в моём личном отношении к куклам Марины. Считаю, что сначала я должна сказать об этом, тогда станет понятно многое. Я говорю об очень заметных женских признаках. Почему это важно для меня, попробую объяснить. У меня есть впечатление, что у Марины похожее отношение к этим признакам. Дело в том, что когда я росла, меня воспитывали так, что я была убеждена, что все, что касается половой жизни - это аморально, стыдно, плохо. То есть принцы и феи, романтичные и возвышенные. Но ситуация в реальности была совсем другая, я взрослела и развивалась физически очень быстро, мой темперамент нельзя назвать сдержанным и сейчас, а уж в период подростковый и юношеский с соответствующими гормональными бурями я была просто раздираема противоречием между своей физической сущностью и заложенными умственными конструкциями касаемо нравственности этого явления. Мне некуда было спрятаться от своего непреодолимого интереса, от своих реальных ощущений, но ведь у хорошей девочки так быть не должно, а если есть, то значит она плохая, недостойная, падшая. Примерно так. Такое вот натуральное раздвоение личности. Некому было рассказать мне о том, что происходит со мной, что же мне делать с этим, похоже, что мои родители были воспитаны ещё более «круто» в этом плане. И вот живёшь ты с этакой «бомбой» внутри, и что с этим делать не знаешь, и некому помочь тебе, и главное, ты сам ненавидишь, и отвергаешь часть собственной личности, отвергаешь и своё тело, как источник «заразы». Мне такое положение вещей принесло много горя, травмировало меня, наложило отпечаток на все стороны моей жизни. Уже во взрослом состоянии мне, к большому счастью, попался психотерапевт, общение с которым запустило процесс моего «выздоровления». И вот понимаете, через несколько лет, очень трудным путём я пришла к пониманию того, что люди - созданы целыми, одновременно нужны и душа и тело. И что человеческое тело создано вмещать и хранить в себе бесценную драгоценность - душу, и это вместилище - свято. Его нельзя разрушать, нельзя вредить, нельзя развращать. Относиться к нему надо с благоговением. Нужно заботиться, понимая, что твоя жемчужина не может без раковины. Моей бессмертной душе нужно моё здоровое тело. Я не имею права вредить себе, потому что я - драгоценная. Вот, оказывается, как устроено.
Так вот мне нужно было принять себя, принять все эти, ээ, половые признаки. И я случайно, но, одновременно, в самый нужный момент, получила визуальный образ, я увидела эти куклы: фарфоровые, драгоценные, с огромными бездонными глазами, из которых на меня смотрела душа, и при этом совершенно телесные, голые, со всеми признаками, но в целом - прекрасные, одухотворённые, совершенно невинные. Я получила визуализацию, необходимый мне опыт того, что гармония возможна. Что нельзя взять и выкинуть тело, упразднить его, наоборот - без него нельзя. Нужно восстановить целостность. И жить и действовать целым. Это неправда, что тело - плохое. Правда в том, что оно зависит от тебя. О нём надо правильно заботиться. Понимаете? И вот только после этого прозрения, только после этого откровения, после такой перестройки картины мира, мне уже хочется прикрыть наготу тела - из почтения к образу Божию, потому, что хочется защитить святыню, из благоговения, а не от того, что это что-то грязное и постыдное. Если когда-нибудь я буду лепить кукол, думаю, я не буду делать им такие выраженные подробные признаки, но именно поэтому. Должна сказать, что именно после этого изменения моего мира я увидела другими глазами и полюбила без памяти скульптуру, это удивительное, древнее искусство, воспевающее душу, нравственность, идею и идеал - с помощью пластики тела. Как жаждущий путник, пересёкший пустыню, не может напиться, достигнув воды, так и я не могу наглядеться, утолить до конца своё благоговейное восхищение красотой человеческого тела в скульптуре. За всё это я бесконечно благодарна Марине.
“The Vessel”.
Когда я увидела её первый раз (а это был самый первый раз, когда я узнала о существовании шарнирный кукол, года 2-3 назад), я была просто ослеплена, я буквально потеряла дар речи, задохнулась от шквала чувств. Вот почему, я постараюсь выразить это словами, попробую, давно хочу это сделать.
Первое, что я увидела, что она беременна, но разглядывая узоры на теле, я увидела также, что все остальные узоры - это лилии, и они равноправные эти два вида рисунков, цветы нарисованы так же, как и её ребёнок, тем же цветом, в той же манере, они одинаково важны. Лилии - символ чистоты, однозначный символ девственности, значит - сразу возникло у меня в мозгу - это значит, что она беременна не телесно! Если бы телесно, то цветы были бы другие, или их бы не было вовсе. Понимаете, это гениально - это такое очень простое, но невероятное по своей выразительности визуальное решение идеи. Очень большой и важной идеи. Что есть оболочка - и есть смысл. Есть сосуд - и есть его содержимое. Есть тело - и есть душа. Есть материальное и в каждом этом материальном - есть нематериальное. Даже имя, это абсолютное словесное выражение именно этого смысла, оно переводится с английского, как «Сосуд». В конце концов, для меня она - живая метафора, воплощённая так доходчиво, и изящно и талантливо!
Меня поразила мысль, что вот Марина, моя ровесница, захотела воплотить такую большую идею, не просто красивые куклы, но - смысл общечеловеческий, не остросоциальный, не сегодняшний, а вечный.
Ещё отзывается, вот она беременна не телесно, она носит дитя, но дитя не материальное. Она вынашивает какую-то, возможно, идею, которую она потом воплотит, и это будет её детище. Мне, у которой нет детей, эта мысль стала неким указанием, надеждой и утешением, что моё дело, то, во что я решу вложить душу и силы, может стать моим продолжением, моим детищем.
И ещё очень важное продолжение предыдущей мысли - материнство может быть не материальным, не кровным, можно выносить и родить идею о том, чтобы усыновить дитя, стать приёмной матерью.
Вот такие пласты смыслов я вижу в этом образе.
Ну а уже гораздо позже в книжке самой Марины я прочитала нечто вроде объяснения Марины её замысла, могу процитировать, если нужно, но вы, думаю, в курсе. То есть Марина, в рамках своего представления о христианской истории, пожалела Деву Марию, за то, что она понесла такую тяжкую ношу, пожалела её, как обычную женщину, вынужденную,склонив голову перед Своим Сыном, быть всегда в его тени. Марина увидела историю о притеснении женщины мужчинами. Ну, что я могу сказать о таком концепте куклы, я ничего не знаю о жизни Марины и её семьи, знаю, что на Западе все очень озабочены проблемой равенства полов, sexual harassment`ом и прочим, а она переехала в Канаду из России в подростковом возрасте, когда выстраиваются ориентиры. Точно знаю, так как я спрашивала у Марины лично в письме, и она мне ответила, что она очень далека от религии, от христианства. Так что не удивительно. Должна сказать, что лично для меня Богородица Мария - Царица Небесная, Владычица неба и земли, самая чистая из всех-всех людей, единственная из всего человечества удостоившаяся быть Богоматерью, две тысячи лет её почитают все христиане. И такая трактовка куклы, тем более самой любимой мной куклы, показалась мне, эээ, неубедительной.
Для меня очевидны две вещи по этому вопросу. Первое, Марина не хотела никого обидеть, она искренне считает именно так. Дева Мария для неё - персонаж такой вот поучительной легенды. Но вот именно искренность всегда была залогом того, что у человека ещё легко могут сложиться другие отношения с Богом. Вот святая Мария Египетская была сначала убеждённой блудницей. А вот если такое кощунственное отношение в корыстных целях, то тогда всё печальнее гораздо. И второе: пусть Марина говорит, что хочет, но я отчётливо вижу, как сквозь молодой атеистический взгляд самой Марины проступает в её работах глубина христианской культуры, взрастившей её. Все эти нимбы, огромные печальные глаза, почти мученическое выражение лиц, ангельская красота, кресты в орнаментах и много ещё чего. Ведь практически ВСЁ в русском и европейском искусстве, в культуре - имеет своей основой христианство. И любимая художница Марины, Суламифь Вульфинг, которая, по словам самой Марины, оказала на её творчество решающее влияние - рисовала глубоко христианские иллюстрации, почти иконы. Так что в глубине Марининого творчества есть это зерно. Я его вижу и чувствую. Быть художником, заниматься творчеством, это, как я глубоко убеждена, большой дар человеку - такой особенный способ приблизиться к Творцу.
Наконец-то я изложила эти свои мысли. Давно хотела. Буду давать читать всем интересующимся вопросом, почему моё увлечение куклами Марины Бычковой, и вообще шарнирными куклами, всё никак не проходит. Да всё просто, просто так случилось, и я не верю в случайности, что мой мир изменился навсегда. И эти куклы участвовали в перевороте. И стали частью меня. Не знаю, буду ли я лепить сама, кукол или скульптуру, но влияние это останется со мной навсегда. Как часть культуры, воспитавшей меня.
23.05.2014. Спб.