1. После
Мультинских озёр у меня был один день отдыха в Барнауле, и на следующий день уже в 4 утра мы выехали в Курайскую степь. У меня были опасения, что мы не успеем доехать до нужного места к закату. Однако наш водитель Сергей с совершенно невозмутимым видом гнал Газель по горному серпантину со средней скоростью 100 км/ч, да и дорога везде была очень хорошая на Чуйском тракте. Было очень страшно, но в итоге мы приехали на наш первый бурунхан за 2.5 часа до заката. Машина каким-то чудом заехала по крутому склону, доставив нас прямо к месту стоянки. Два открытия за один день: Газель - это не только болид формулы 1, но ещё и вездеход!
Россия, Республика Алтай, Северо-Чуйский хребет, сентябрь 2015
Russia, Altai Republic, Severo-Chuyskiy range, september 2015.
2. В этих местах всегда ооочень ветренно. По словам местных, здесь даже снег зимой не лежит - его просто сдувает. Мы нашли на бурунхане две полянки с удобными местами под палатки и кострищем, но там был сильный ветер. Поставили палатки с другой стороны леса, где ветра не было вообще. Кто же знал, что буквально через пару часов ветер поменяет направление и будет сдувать нас и здесь? Вокруг красота неимоверная: позолоченные лиственницы, степные просторы, изгибы Чуи у подножия бурунхана, и где-то за плотной облачностью должны в теории быть видны заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта.
3. На следующее утро за нами приехал шестиколёсный супер-вездеход ЗИЛ и мы отправились на озеро Джангысколь. Несмотря на солидный возраст в 42 года, машина отличная - просторная и мощная, с удобными сиденьями в белом кунге. Переехали Чую вброд (что совсем недавно казалось для меня невозможным), весело и бодро взобрались на несколько крутых бугров, переехали ещё несколько небольших бродов, и вот уже наш лагерь стоит прямо рядом с местом съёмки. Джангысколь - это одно большое озеро (его не видно на этой фотографии) и много-много мелких озёр, плюс извилистая протока. Местность заболоченная, нужны высокие болотные сапоги (а лучше заброды), без них близко к берегу не подойдешь. Мы этого не знали, и у нас были только обычные резиновые сапоги. Приключения не заставили себя ждать: спальный коврик Валеры унесло ветром на другой берег маленького озера, в самое болото. А с учётом того, что ночи здесь очень холодные, это ставило под угрозу сон и здоровье. Но мир не без добрых людей: наши соседи (Эдуард и Александр) поделились сапогами, а заодно рассказали про множество интересных мест на Алтае.
4. После Джангысколя мы отправились на следующий бурунхан, дорога к которому, судя по карте, была по зубам только таким полноприводным монстрам, как наш ЗИЛ. Надо сказать, что погода к этому времени испортилась - горы совсем затянуло низкой облачностью, шёл снег. Была надежда на скорую смену погоды (это вполне логично для данной местности из-за частых сильных ветров), поэтому мы решили рискнуть и ехать, несмотря на сложности. Чем выше мы поднимались, тем толще был слой свежего скользкого снега. Метель била в лобовое стекло, наш последний дворник отвалился и улетел в сугроб, местами машину заносило и бросало в стороны, но наш водитель Аржан был оптимистичен и говорил, что осталось совсем чуть-чуть, а вместе с ним был спокоен и я. На одном из крутых участков ЗИЛ не вытянул нас, мы поехали обратно и наехали на огромный пень, плотно засев на нём. Несколько часов мы безуспешно рубили и пилили этот пень, подкладывали под колёса палки. В итоге пришлось вызывать помощь из ближайшего села, к нам на выручку приехали два алтайца и два туриста, и они с помощью крепких матюков и бензопилы допилили пень. Во время разворота машины водитель неудачно сдал назад и сломал угловой дифференциал левого переднего колеса. В итоге, с горы мы спускались пешком, а внизу нас забрала газель. Как и предполагалось, к вечеру погода улучшилась. Мы упустили отличный снежно-туманный закат, так и не добравшись до одной из лучших видовок Курайской степи.
5. Благополучно выбравшись из снежного плена, мы заночевали на турбазе в тёплом домике. Со всех сторон нас окружали заснеженные горы, слегка прикрытые сверху остатками вчерашнего снежного фронта. С одной стороны - Северо-Чуйский хребет, с другой стороны - Курайский. Ради такого вида стоит жить!
6. Всё оставшуюся часть поездки мы передвигались на маленькой, но очень проворной Toyota Hiace.
7. На ней мы заехали на очередной бурунхан, где провели две ночи. С погодой на бурунханах катастрофически не везло: горы всё время были закрыты, а солнце на закате просто садилось в плотное облако и гасло, не давая закатных красок.
8. Следующую стоянку мы сделали в ущелье Кызылчин (или Кызылшин) - это место стало известно фотографам относительно недавно. Виды здесь совершенно неземные! Но и условия суровые - ночью температура у нас опускалась до -7 °C, добавьте к этому практически штормовой ветер, пронизывающий до костей. Ночью небольшой ручей рядом с нашим лагерем полностью замерз. Было забавно мыть посуду в этом ручье вечером: вода мгновенно замерзала на посуде, образуя ледяную корку поверх грязи. В общем, после съёмок здесь нет ощущения, что ты снял что-то действительно прекрасное, есть только радостное осознание того, что ты выжил в этих нечеловеческих условиях :)
9. Чтобы согреться после марсианского холода, мы поехали в долину реки Чулышман. Эта долина почти на километр ниже Улаганского плато, поэтому климат здесь значительно мягче. В конце сентября золотая осень только-только начиналась здесь. Долина образовалась в результате тектонического разлома, и поэтому здесь невероятно красивые отвесные скалы, нависающие над изгибами и порогами реки. По крутым склонам струятся вниз множество живописных водопадов. На одной из турбаз за нами привязались две собаки, которые переплыли реку для более близкого знакомства.
10. Эти собаки провели нас к каменным грибам и разогнали стадо коз, которые встретились нам по пути наверх. Одна из собак укусила козу, та упала с обрыва и покалечилась, в итоге собаку-нарушителя вычислили, увезли и посадили на цепь. Ну а хозяину коз пришлось сгонять их вниз с весьма высокого и крутого склона, куда их загнали собаки.
11. Вот так выглядят каменные грибы ущелья Ак-Курум со стороны. Совершенно неожиданно это место произвело на меня большое впечатление. Из-за облачно-дождливой погоды мы отказались от похода к водопаду Учар, и решили лишний день провести рядом с грибами.
12. И не зря! Здесь мы словили афигенный свет, пожалуй, лучший за всю поездку.
13. И снова в путь! Ехать просто невозможно, поскольку вокруг золотая осень и солнечная погода, приходится постоянно останавливаться и снимать осенние зарисовки.
14. Следующая остановка - озеро Киделю на вершине Улаганского перевала. В прошлый раз мы проезжали это озеро в снежную метель, и тогда у нас даже не было мысли сделать остановку, ну а сейчас погода позволяет сделать полноценную ночёвку. Едва успеваем словить последние лучи солнца. Расчищаем от снега места под палатки, разводим костёр, и жизнь налаживается! А сверху на нас смотрят миллионы звёзд - луна ещё не взошла, поэтому звёзды очень хорошо видны, впервые за эту поездку.
15. Далее едем обратно на бурунхан попытать счастья. По дороге заезжаем на очень маленькое, но очень живописное Гейзерное озеро.
16. В этот раз на бурунхане нас ждали открытые горы и какой-никакой, но свет. На этом мы прощаемся с горным Алтаем и возвращаемся в Барнаул. По дороге заезжаем в зубровый питомник.
Ну а дальше у нас была долгая дорога с ночным дождём и штормовым ветром, безуспешно пытавшемся сдуть наш маленький хайс с верного пути. Но мы вернулись, живые, здоровые, зарядившиеся энергией алтайских гор, и самое главное - привезли множество впечатлений! У меня было чувство, что я провёл в горах не месяц, а как минимум полгода, настолько насыщенной была эта поездка.
Большое спасибо всем участникам этой поездки и всем, кто помогал нам по пути! И отдельное спасибо турклубу
Походник и лично Константину Хорошилову за организацию поездки!