Jul 07, 2014 17:09
Воспитание собак штука нелегкая, требует очень больших знаний и большого терпения. Ну и многих еще качеств :)
И когда речь идет о воспитании-дрессировке-спорте, будь то успехи или провал, почему-то всегда говорят только о собаке.
Какая умная собака! Ой, какая сообразительная!
Меня лично удивила фраза о моей собаке - «Вам повезло, у вас послушная собака!»
Или наоборот - моя собака глупая, моя собака неумеха, моя собака ленивая.
Моя собака не хочет работать.
Но мне кажется, что собака всегда хочет работать.
Просто почему-то всегда забывают о другой стороне поводка. О том, что там находится человек. О том, что собаки попадают к нам в большинстве своем маленькими и лепить из них можно все, что угодно.
Андрес Халлгрен в своей книге «Драйв и мотивация» пишет, что «собака и проводник работают в команде. Это единое целое. Поэтому мы должны всегда оценивать работу команды в целом, а не только одну собаку».
И далее: «Успех совместной работы собаки и человека в значительной степени зависит от того, насколько человек способен правильно содержать собаку, обучать ее и мотивировать»
Очень часто можно услышать жалобы от владельцев (особенно подростков, которые много занимаются с собакой послушанием, или трюками, или спортом каким-либо), что их собака не хочет работать, даже учитывая то, что они используют положительное подкрепление. «Ей плевать на лакомство, ей плевать на игрушки». При этом, как мне кажется, они непоследовательно требуют от собаки слишком много.
Халлгрен пишет: «у всех собак работоспособность время от времени изменяется. Это совершенно нормально. Один день собака работает очень хорошо, на второй у нее снижается способность к поиску или она становится не такой послушной, как бы хотелось. Такие изменения особенно часто наблюдаются во время обучения. Чтобы поддерживать работоспособность на постоянном уровне и сократить изменения до минимума, необходимо устранить их причины. Такими причинами могут быть изменения в энергичности собаки в определенные дни, слишком высокие требования проводника, влияние со стороны других собак и людей (например, присутствие товарищей по игре), а также тот факт, что по прибытии на место у собаки было слишком мало времени на социальные контакты, и другие. Однако причины могут быть и значительно серьезнее, например, болезнь, инфекция, делающая собаку вялой, травмы и растяжения мускулов, которые причиняют боль во время работы.»
И далее: «если одна их частей мозга работает продолжительное время над каким-то заданием, например, во время поисковой работы, нервная система быстро истощается. (…) Через непродолжительный период сильной концентрации, мозг устает до такой степени, что драйв и способность к обучению снижаются почти до нуля. Если даже после этого момента проводник будет продолжать требовать от собаки выполнения работы, результат может оказаться противоположным. Собака может потерять драйв и мотивацию и реагировать неадекватно. Негативные результаты такой тренировки могут сказаться на результатах работы собаки в будущем, например, собака навсегда потеряет желание заниматься поисковой работой.
Никогда не мешайте собаке расслабиться, если вы видите, что она устала и хочет сделать перерыв. Просто подождите несколько секунд, пока собака отдохнет и снова продолжит работу. Ее нервная система просто нуждается в перерыве. (…) Собака сама знает, когда ей нужно прерваться».
Отмечу также, что несколько секунд это переыв для хорошо тренированной собаки при поиске, при обучении перерывы стоит делать больше, чаще, а также чередовать разные виды деятельности и разные виде подкреплений, чтобы поддерживать у собаки постоянный интерес к занятиям.
Текст - Амбражейчик Марина ( то есть я :) )
Цитаты - "Драйв и мотивация", Андрес Халлгрен
графоманство