Педагогическое. Кому легко?

Nov 25, 2018 02:48


Давно подумываю о том, чтоб записывать свои мысли на тему методики, муз. образования, репетиторского опыта. Вдруг потом интересно будет почитать? Если же кто-то (опять же, вдруг) это читает и с чем-то не согласен - знайте, что я только высказываю свое личное мнение и пишу свои мысли. Имею право, ага?

Начну, пожалуй.

У нас в стране есть два типа музыкальных школ - "обычные" (чаще всего они называются ДМШ и ДШИ) и "продвинутые", с профессиональным уклоном - в Питере это школа-десятилетка при консерватории,  музыкальные лицеи (Лицей "Санкт-Петербург", "Кикины палаты", Охтинский центр) и ДМШ №11 (так называемая Василеостровская, требования очень высоки, почти как в десятилетке, несмотря на скромненькое, "обычное" название).


Самая "жестокая" и требовательная из профессиональных школ - десятилетка. Уже на вступительном экзамене в первый класс ребенок должен играть программу из произведений уровня второго-третьего класса обычной муз. школы (это значит, что год или два деточка уже дружит с инструментом). Дальше (если деточка поступает) идет жесткая дрессировка: огромный объем музыкального текста, повышенная техническая сложность, многочасовые ежедневные занятия, участие в конкурсах. К пятому классу дети играют прозведения уровня муз. училища и консерватории. Преподаватели с учениками не церемонятся - ругаются, обзываются, иные (как говорят) и рукоприкладствуют; хвалят очень мало. На родителей тоже психологически давят - не можете сами заниматься, платите репетитору, или вообще убирайтесь.
Каждый год - строгий отсев. Если комиссия считает, что ученик не справляется, переводят на другой инструмент (с фортепиано - на ударные, например) или на платное отделение. Или вовсе выгоняют.
Для того, чтобы выжить и закончить, ученику требуются крепчайшие нервы: от этого зависит стабильность исполнения на сцене (от волнения у многих - и детей, и взрослых - могут дрожать руки или ноги, "ползти" интонация, может теряться выразительность, общее качество игры), да и сама возможность существования в условиях стресса и жесткой конкуренции. Знаю людей, которые после нескольких лет обучения в десятилетке обрели серьезные проблемы с психикой, у кого-то с головы повылезли все волосы на нервной почве...

Лицеи в большинстве своем чуть мягче и человечнее. В некоторых лицеях есть две программы: программа муз. школы - более легкая, и программа лицея - типа десятилеточной, для "одаренных". Где-то система более милосердна к ученикам, где-то менее. Но тем не менее руководство и преподаватели равняются на десятилеточный уровень.

Совсем недавно я отказалась от ученицы. Переживала, так как девочка мне нравилась - музыкальная, не вредная, легко общается, очень симпатичный, светлый ребенок.


Машеньке (имя изменено) шесть лет, в школу еще не ходит, а вот в Василеостровскую музыкалку ее приняли в первый класс. Родительница призвала меня в репетиторы, т.к. с требованиями педагога ребенок не справлялся. Я еще при первом разговоре по телефону спросила, зачем им такая школа (и рассказала про продвинутую программу). Мамаша с истерическими нотками принялась объяснять, что взяли же на бюджет (подготовительное отделение действительно стоит немало, но если посчитать затраты на репетитора, выйдет чуть ли не меньше), и вообще - удобно добираться (такой аргумент я слышу не впервые, но каждый раз он меня убивает).
Ребенка жалко - очень большой объем заданий, причем школьный педагогша не сочла нужным вначале позаботиться о стабильной постановке, естественности движений (а на скрипке это важно, инструмент сложный). Мамаше педагог постоянно капает на мозги, что девочка отстает, что надо заниматься больше. Мамаша, как я поняла, истеричка, ругает дочку...
Машенька при этом ни разу не школьник и совершенно не доросла до школьных заданий, хоть ей уже и шесть лет. Каждый ребенок развивается по-своему, и форсировать, я считаю, не надо. С такими детьми надо играть, переключать внимание, возвращаться к постановочным моментам, и, конечно, запастись терпением и потихоньку "лепить" постановку и основные навыки.  Вместо этого - куча однообразных песенок, требование играть все наизусть (а если у нас штук восемь песенок с с тремя одинаковыми нотами, только по-разному группирующимися? Я б и сама запуталась). Дальше - больше. Когда педагог поняла, что девочка играет лучше (после моих занятий), в задании появились более сложные пьесы (вместо того, чтобы закрепить навык на чем-то легком и запоминающемся), и тоже в немалом количестве...
Кстати, один педагогический "перл" меня поразил до глубины души: педагог приказала родителям купить в немецком интернет-магазине такое специальное приспособление типа станочка, которое надевается на скрипку и позволяет вести смычок ровно... Я, как могла, объяснила родителям, что ровность ведения - это не про станочки, а про правильную постановку, практику и воспитание самоконтроля (да, и дошкольники вполне могут сосредоточиться). Честно говоря, я бы поставила под сомнение профессионализм той педагогши...

А еще, помимо специальности, у Машеньки есть такие предметы, как хор и сольфеджио. Родительница попросила меня помочь и с этими предметами. Казалось бы, что может быть проще сольфеджио и хора в первом классе? Не тут-то было...
Выяснилось, что Маша не умеет читать! (Тут, конечно, родители прошляпили. И отдают ребенка в первый класс без такого важного навыка...) То есть задание она прочитать не может. И тексты песен по хору - а их много, в каждой не один куплет - тоже, естественно, не читает... Песни довольно сложные интонационно, но тут помогает хороший слух, более-менее... А по сольфеджио - ужас-ужас,что задают. Попробуй объясни дошкольнику про энгармонизм. Выкрутилась -  представили, что нотку зовут двумя разными именами. А порядок появления диезов и бемолей? Тут просто тупо учили, ибо непонятно, к чему это приложить.

Родители Маши к музыке никакого отношения не имеют (мама вроде бы играла на фортепиано, но, судя по ее познаниям, не слишком хорошо). Музыка дома не звучит - звучат мультики и новости по телеку (по-моему, даже по двум телекам). Пианино настроено (скорее, расстроено) на полтона ниже, и на рекомендацию позвать наконец настройщика реакции за два месяца не последовало. Само пианино стоит в прихожей... И занимались мы в прихожей. Постоянно от урока что-то отвлекало - тот же телек, или кто-то в туалет идет, или приходит с работы папаша и зачем-то звонит в домофон (честно - не понимаю. Знает, что у ребенка урок, и не берет с собой ключи?) Из кухни доносятся запахи готовящейся пищи, что тоже не способствует сосредоточению. Можно было хотя бы место для занятий организовать, если уж в такой школе девочка учится? Не понимаю этих людей...

Заниматься с Машенькой было сложно - не из-за ее характера, тут все прекрасно. Из-за требований педагогши, истеричности мамаши, условий работы... В конце концов я поняла, что не хочу в этом участвовать - тупо дрессировать милого дошколенка, превращая его в маленького робота и засоряя мозги ненужными знаниями, с одобрения родителей, ни черта не смыслящих и смыслить не хотящих. И что такая работа с музыкой ничего общего не имеет...
Когда мне представился повод уйти, я ушла не оглядываясь. Машеньку жаль, но помочь ей я ничем не могла.

И я задумалась - а есть ли дети, которым в продвинутых школах легко? Которые занимаются с радостью, быстро схватывают теорию, спокойно учат наизусть большие объемы текста? Стабильно играют на сцене, без дрожания рук и ног и путающихся мыслей? Дети, которым нравится выступать, играть на конкурсах?

И поняла, что да, есть. Это, конечно же, дети профессиональных, "играющих" музыкантов. Такой ребенок с рождения слышит музыку, видит занимающихся, репетирующих, концертирующих родителей, и просто варится в музыкальной среде. Тут гораздо меньше проблем с постановкой - все получается естественным путем. Родители знают, к кому из педагогов надо отдать свое чадо. И с занятиями, если надо, помогут. И сам ребенок многое понимает без слов... Конечно, из правил бывают исключения. По-моему, у Дика Френсиса (чуть ли не в "Фаворите") описана вполне реальная ситуация: родители музыканты, а сынок в жокеи пошел.
Хуже, если родитель музыкант, но играет на другом инструменте. Тут иногда бывают непонимания и сложности, но уж настроить инструмент или обустроить место для занятий - о таком даже говорить не приходится.

А детям без музыкальных родителей все же лучше такие школы "для одаренных" обходить стороной. В обычных музыкалках тоже много неправильного и замшелого (как-нибудь напишу и об этом), и надо знать, куда соваться не следует (вот ДШИ им. Свиридова я бы никому не рекомендовала). Выпускники музыкалок тоже могут стать профессиональными музыкантами, и в некоторых случаях это взрослый осознанный выбор (в отличие от "одаренных", которым в общем-то некуда деваться - с детства только и делают, что занимаются, ни на что другое ни сил, ни времени не остается). Из них получаются прекрасные педагоги, теоретики, да и исполнители тоже.

грустное, мысли, ученики, профессиональное, размышления, методическое, музыкалка

Previous post Next post
Up