Книжный рейтинг - 2011 :)

Jan 10, 2012 19:05

Это мой первый полноценный год после универа, и весь год я читала много и без чувства вины, в первый раз за всю жизнь. Надо мной не нависали монографии, учебники по праву, конспекты лекций и распечатки ФЗ; и даже "делай уроки" мамино не довлело. К концу 2011 года я купила себе планшет и вновь обрела радость залезания в книжку по уши
В ежедневнике я черкала потихоньку про самые запомнившиеся книги - художественные и мемуары (не касаясь всякой useful литературы). Пишу про то, что понравилось и хотела бы рекомендовать.

Я перечитала все романы Сименона про комиссара Мэгре! И мне жутко понравилось, и я в печали, что они кончились. Дух Парижа и Франции они замечательно передают.
Еще одна приятная книга про Францию - Питер Мейл, "Путешествие с вилкой и штопором". Впрочем, любителям легкой и приятной литературы его рекомендовать не надо.
Март и апрель были месяцами Джона Ирвинга - Семейная жизнь весом 158 фунтов, Мир глазами Гарпа (эти два романа чем-то схожи - но Семейная жизнь более нудный, а по Миру есть отличный фильм), Правила дома сидра (классика!), Отель Нью-Гемпшир и Покуда я тебя не обрету (длинные и печальные, но в общем покатит). Еще два романа я начала и бросила - это Мужчины не ее жизни и Сын цирка. До остальных пока не дошли руки.
Впрочем, вру! Роман "Молитва об Оуэне Мини" стоит для меня отдельно от других. Как можно легко понять из общения со мной, даже онлайнового, я человек неверующий, но воспитанный, скажем так, если не в христианской традиции, то в христианской морали, с изрядной долей эгоизма (это уже, впрочем, результат самовоспитания). А в этой книге неспешно развивается библейская тема самопожертвования. Какое место в нашей жизни занимает самопожертвование и какое оно должно занимать?
Это плотно перекликается у меня также с глубоко личной темой - виденной на выставке Караваджо картиной "Христов в Эммаусе". Если б сейчас Христис пришел в наш мир - каким бы он был? Представьте, что вы - его ученик, и после смерти и погребения, грустя о нем, вы собрались с другими его последователями... ну, в макдональдсе, например. И тут он является вам, измучанный и протягивает руку над картонными коробками из-под биг-маков и поваленных на бока стаканчиков. Представили? Удивительно, да?
Так и я на Достоевского перейду:)

Еще 2 изумительных книги марта - это мемуары Роберта Пири и Руаля Амундсена.
Про Роберта Пири до сих пор не устают спорить - действительно ли он дошел до Северного полюса первый, а если не дошел, знал ли он, что не поставил рекорд, сознательно ли лгал всю жизнь? Современные исследователи, как я поняла, склоняются все-таки к тому, что он не стал первым. А прочитав его книгу и про его взаимоотношения с Куком, я думаю, что он прекрасно сам об этом знал. Но не мог уже отступить обратно - возраст и возложенные на него надежды не дали сделать это. Сложилось впечатление, что и сам он был человеком малоприятным - заносчивым, гордымСужу по этим мемуарам, пышным и пафосным. Кстати, на сам полюс с Пири дошли только эскимосы и негр - по меркам того времени, полулюди. Показательно, правда?

Вторая книга - мемуары Руаля Амундсена. Они очень интересны, просто и приятно написаны. Много технических деталей, история подготовки плавания (Амундсен тоже мечтал достичь Северного Полюса, но, услышав об эскпедиции Пири, переменил планы - там рассказывается, как он добыл "Фрам" для своей экспедиции, как его решение плыть на Южный полюс было сюрпризом для команды), конечно, сама зимовка и путешествие к полюсу. Он почти не пишет о трудностях, хотя их было предостаточно - и оттого описания продвижения к полюсу не оставляет впечатления геройского подвига и страшного преодоления, как у Пири, но вызывает уважение - он относился к экспедиции как к такой же работе, как ловля рыбы или приготовление пищи. Не сомневаюсь, что и любую другую работу Амундсен делал также качественно. И как человек он более приятен - так мне показалось - когда Пири пишет про своих спутников мало и больше уделяет внимания их профессиональным качествам или тому, что он, например, сделал для эскимосов (и про это до сих пор ведутся споры, не оказал ли он им медвежьей услуги, дав им огнестрельное оружие), то Амудсен тепло отзывается о своих, в полной мере, соратниках, рассказывает об их совместной работе, характерах, шутках и т.п. У меня осталось ощущение, что Пири был эдаким снобом, а Амундсен - напротив, не выделял себя из команды, по крайней мере на протяжении арк. Заканчивается его книга словами о том, как он сошел с кораблся, достигнув обитаемых земель Австралии, потому что "телеграммы жаждали быть отправленными". И все! Ни слова о том, что он совершил! Глубокое уважение вызвал у меня этот норвежец. Жалею, что будучи в Норвегии, не поинтересовалась этой темой ("Фрам" выставлен в музее в Осло).
Особенно интересно читать обе книги, контраст интересно подчеркивает особенности каждой из них.

В июле я перечитывала Дзен или искусство ухода за мотоциклом. Это очень, очень нудная книга, которую я очень люблюЕе интересно перечитывать каждые несколько лет - кажется, что она каждый раз о чем-то разном (тем более, что существует несколько переводов). Это та книга, которую я бы хотела в бумажном варианте иметь в своей библиотеке (наравне с Молитвой от Оуэне Мини).

Еще из запомнившегося - антиутопия Дафны Дюморье "Правь, Британия". Рекомендую поклонникам жанра, но и английского послевоенного колорита там хоть отбавляй, во главе с харизматичной бабулей - престарелой актрисой, самым важным членом семьи.

Надеюсь, 2012-й в литературном плане порадует меня не меньше.

я дохуя культурный, дорогой дневничог

Previous post Next post
Up