Бадаевский Пивзавод. Части 1- 3

Jun 14, 2011 19:10

В этом отчете я собрала все интересное, что нашла про него.


Часть 1. Экскурс в историю

Клейн Роман Иванович (1858-1924) - архитектор, академик петербургской Академии Художеств (1907). Учился в петербургской Академии Художеств (1877-82) и в Париже (до 1884). В 1916-18 преподавал в Рижском политехническом институте (находился в эти годы в Москве), в 1918-23 - в МВТУ. По проектам К. построены электические здания: доходный дом С.Перлова («Чайный дом») на Мясницкой (ул.Кирова, 19, 1890-95), здание Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (1898-1912), Средние торговые ряды на Красной площади (1892), здание универсального магазина «Мюр и Мерилиз» (ныне ЦУМ, 1908), Бородинский мост (1912) и другие.

Энциклопедия Москва, 1980 г.

Странно, что фамилия его не на слуху (была у меня, по крайней мере), как имена Щусева, Шервудов или Шехтеля. Специалист по архитектуре «московского модерна» Мария Нащокина отмечает «… по масштабу своего дарования Клейн заметно уступал своим современникам… конечно, самому Шехтелю.»
Однако, Клейн был вполне востребован и до революции, и после нее как архитектор и педагог. Думаю, свою роль сыграло то, что многие его проекты - не парадные, а эдакие «рабочие лошадки» - завода и фабрики. Короче, промышленная архитектура.

А промышленная архитектура - это уже интересно. Клейн построил здания фабрики «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе, старую часть завода в Филях (ныне завод имени Хруничева), а также ансамбль Трехгорного Пивоваренного товарищества, с 1934 года известный как Бадаевский пивзавод.



Пивоваренный завод им.А.Е.Бадаева (Кутузовский проспект, 8, корпус 2), головное предприятие Московского производственного объединения пиво-безалкогольной промышленности. Основан в 1875. Дореволюционное название - Пивоваренный завод Трехгорного пивоваренного и торгово-промышленного товарищества. В революционных событиях 1905-1907 и 1917 рабочие завода участвовали совместно с рабочими «Трехгорной мануфактуры». В первые довоенные пятилетки на заводе были проведены работы по увеличению производственных мощностей. В 1934-м заводу присвоено имя А.Е.Бадаева. В 1941 году 549 человек были призваны в Красную Армию, из работников завода была сформирована 3-я добровольческая рота 4-го истребительного батальона Киевского района Москвы. В послевоенные пятилетки проведено техническое перевооружение предприятия. В 70-х гг. участки производства пива автоматизированы. Первоначальная мощность предприятия увеличена более чем в 32 раза. В 1979 году на заводе было более 650 ударников, 10 цехов, 3 отдела, 17 бригад, 10 смен, 2 участка коммунистического труда. 49 работников удостоены правительственных наград. Завод награжден орденом «Знак Почета» (1975). На территории завода установлен (1966) памятник работникам, погибшим в Великую Отечественную войну.

Энциклопедия Москва, 1980 г.
Несколько старых фото с сайта www.oldmos.ru



Главный корпус





Склад



Бывший пивной ресторан



Двор



А вот тут, на сайте РуПиво, очень подробно и живо описана история завода

Я его увидела совершенно случайно, будучи по делам в том районе, и эти ажурные башенки произвели на меня сразу прямо-таки неизгладимое впечатление. Извините, фото на плеер.



Но вид у завода позаброшенный - производства уже нет. Отдельные площади сдаются - там мойки, дизайнерское бюро, закрытый клуб «Крыша мира».

Отдельный интерес представлял тот факт, что к пивзаводу и находившейся рядом фабрике карандашных изделий имени Сакко и Ванцетти (ныне снесена, на месте ее пустырь) был проложен подъездной путь. При сносе карандашной фабрики с ее территории на пивзавод перенесли паровоз Су, сделанный в Коломне. И он до сих пор стоит здесь, и его легко можно увидеть через парадные ворота пивзавода:)

Пишущих принадлежностей завод им. Сакко и Ванцетти (Кутузовский проспект, 14) входит в объединение Союзоргтехника. Выпускает карандаши и авторучки. Основан в 1926 под названием Концессионная фабрика канцелярских принадлежностей, с 1933 г. (после окончания срока концессии с А.Хаммером) названа Карандашная фабрика им.Сакко и Ванцетти, с 1970 - современное название. В 1941-45 фабрика кроме основной продукции выпускала запалы к ручным гранатам, мины, противогазы. Свыше 500 работников ушли на фронт, в т.ч. 300 в народное ополчение. В 1950 на фабрике освоено производство авторучек, которое в 60-70-х гг. было в значительной степени автоматизировано. Продукция экспортируется более чем в 10 стран. В 1979 на заводе было около 1390 ударников и 14 бригад коммунистического труда. 166 работников завода удостоены правительственных наград.

Энциклопедия Москва, 1980 г.

Очень захотелось посмотреть, что же там внутри Пивзавода… кроме паравоза, пока эти прекрасные здания не снесли или не изуродовали современными стекляшками до полного отвращения (хотя в 1999 году старинная часть завода была признана памятником промышленной архитектуры).

20 апреля 2008 года направленным взрывом был снесен элеватор Бадаевского пивзавода. Подробное описание

Часть 2. Проект застройки

Swanke Hayden Connell Architects (SHCA) заключила договор на оказание услуг по проектированию четырех зданий многофункционального жилого комплекса «Парк-Сити», который будет построен на участке площадью 14,5 гектара в районе Кутузовского проспекта на берегу Москвы-реки. В соответствии с проектным замыслом будет выполнена частичная реконструкция зданий Бадаевского пивоваренного завода постройки 19-го века с интеграцией проектируемых зданий в общий архитектурный ансамбль. SHCA является автором проекта реконструкции двух зданий пивоваренного завода и концепции двух новых зданий, в которых разместится бутик-отель, спа-центр, элитный жилой комплекс и торгово-развлекательный центр.
По словам руководителя архитектурного направления SHCA Питера Гросса, в связи с «анатомическими» особенностями исторических зданий перед архитекторами SHCA стояла весьма непростая задача - выполнить планировку помещений, отвечающих современным стандартам, соблюдая необходимый баланс площадей в заданных рамках. SHCA удалось органично вписать силуэты новых современных зданий в окружающую историческую застройку, сохраняя эстетику линий, пропорций и фактур. Притягательность концепции объясняется гармоничным единством архитектурной композиции в пространстве и времени. Строительство комплекса начнется в текущем году.
источник

Новость, если я правильно поняла, 2007 года. Наверное, кризис планы спутал, но можно посмотреть, что тут запланировано построить:







Вроде бы, все не так страшно, но… никак у нас не могут строить, чтобы сохранять. Нет, обязательно надо как можно полезнее использовать площадь, наляпать жутких стеклянных сооружений, отдаленно напоминающих пивные кружки или пробирки. Я не против современной архитектуры (тот же Сити напротив, через реку, выглядит очень впечатляюще), но старинные здания уместно сохранять в том виде, в котором они и были задуманы архитектором.

Часть 3. Железнодорожные достопримечательности

Здесь изложена очень подробно история этой железки.

Если кратко, то подъездной путь к заводу существовал с 1914 года, практически по прямой от Киевского вокзала.
В 1935 году была произведена реконструкция, в связи со строительством «сталинских» домов, старая ветка была снесена, путь проложили в обход - по берегу реки (ныне набережная Тараса Шевченко), по Русскому и Еврейскому кладбищам, от Брянской соединительной ветки (соединяла, соответственно, Киевский и Белорусский вокзалы и даже была электрифицирована).
В 1997-1998 годах, в связи со строительством Третьего кольца, и Брянская соединительная ветка, и подъездные пути двух заводов были разобраны.
Кадр из кинофильма "Шут" - видна железка по набережной Тараса Шевченко, вдали - мост Брянской соединительной ветки



знай и люби свой город, промышленая архитектура, фото

Previous post Next post
Up