Мехреньга. 4-14 июля 2007 года, Архангельская область.

Jul 17, 2007 14:08

Пока не уехала в Крым, надо написать отчет по Мехреньге. Итак.
Состав группы:
Дима, Сережа и йа:)
Фоток втроем у нас, к сожалению, нет.


Диспозиция:
Речка Мехреньга в Архангельской области, Плесецком районе. Закрытая зона космодрома Плесецкий.

Транспортное средство:
В данном составе группы речь шла либо о щуке (трехместная байдарка - быстрая, но некомфортная посудина), либо о катамаране (два больших удобных надувных крокодила, соединенные срубленной на месте сосновой рамой). Выбрали кат.
Маршрут:
4-5 июля - заброска на ст.Плесецкая Северной железной дороги.
Далее - пешка 40 или 60 км по остаткам железной дороги, в зависимости от того, докуда доходит автодорога и как далеко нас согласятся добросить. В те места мало кто заезжает, так что непонятно было при планировании маршрута, что там и как. Далее - сплав по Мехреньге (около 150 км.) до впадения ее в р.Емцу, сплав по р.Емце (около 10 км) до пос.Осередок, оттуда выброска до Емецка, из Емецка - либо в Обозерскую, либо в Архангельск, либо в Вельск, в зависимости от обстоятельств.
Время похода:
14 дней с заброской и выброской. В итоге вышло 11 дней.
Грузоподъемность:
У Димки рюкзак весил при отправлении 35,4 кг; у Сережи - около того, но чуть меньше, у меня - 23, 8 кг. Это при том, что нам предстоит 2-3 дня пешить. С содроганием думаем о том, как все это было упихнуто и как это все нести!

5 июля, 14 часов. Я торчу на станции с вещами, а Димка и Сережа пошли искать мужика с УАЗиком. Нашли удачно - такого колоритного перца, который довез нас даже не до места начала пешки, а аж до самой речки, даже выше места предполагаемого стапеля. Ехали около 5 часов, колея где-то есть, где-то нет, трясло страшно - так, что мы подпрыгивали со своих мест и бились головами о крышу УАЗика, благо она было брезентовая. Раза четыре дорогу перебегали непуганные зайцы, смотрели на нас:)
Проезжали те места, которые мы хотели осмотреть при пешке - бывшие зоны в районе Квандозера, Елсозера. Строения там разрушены, видели там наблюдательную вышку.


После пос.Азин (Азинозеро) шпалы наконец кончились и вскоре мы прибыли к новому месту стапеля - у автомоста. Моста было два - разрушенный и целый. Выпили с мужиком, он уехал и мы остались одни - как потом выяснилось, на 6 дней. Вечером собрали кат и легли спать. Поставили лагерь прямо за мостом.




Самое большое и неприятное открытие, которое ждало нас в тот вечер - это тучи комаров. Натурально, невозможно было есть и пить спокойно. Кое-как укрылись в палатке. В следующие пару дней мы были атакованы тучами гнуса (потом, по мере расширения реки, они куда-то пропали). Они, гады, не просто кусают, а выгрызают кусочки кожи, там появляются кровавые волдыри; лезут в глаза, в ноздри, в рот. Брр. Некоторые укусы у меня еще не прошли. На воде было легче - на кат комары днем не прилетали; но донимали слепни. К концу похода даже самые нежные и сладкие участники похода адаптировались. Но первые дни были похожи на пытку.

6 июля, в пятницу, проснулись рано, т.к. было безумно жарко. Я искупалась, потом и Димка. Это принесло облегчение, но ненадолго. Занялись спуском на воду ката - легкая рама сломалась, и пришлось раму рубить заново. Итого вышли очень поздно, около 14.30. Ситуация осложнилась также тем, что, напомню, забросили нас еще выше по реке. Там речка очень узкая, извилистая (на 1 км по прямой приходится около 4,5 км по реке - это очень много!), с быстрым течением и вся в завалах. За 10 ходовых часов прошли 22 км и разобрали 17 завалов. Задолбались. Вечером встали у разрушенного ж\д моста. Жопа мира - комарье, глушь; до ближайших людей километров 60. Так глухо мы, кажется, никогда еще не забирались.
Сережа оживил несколько томный вечер килянием про разгрузке ката, а позже еще и доставанием из закромов рюкзака коньяка Х.О. и Мартель. В стекле, блин!:)При такой-то пешке, которой, слава Богу, не было.





7 июля, суббота. Утром ходили на озеро, лазали по ж\д мосту. Судя по следам на стоянке, люди тут на машинах периодически бывают (последнее посещение предположительно год назад), но по мосту на другой берег машине не перебраться.
Местность, по которой мы плыли, располагается в Ветреном Поясе - группе старых, ледникового периода гор, самая высокая из которых - 330 что ли метров. Рельеф радует нас живописными мраморными отвалами и корабельными соснами. В одном из отвалом мы обнаружили пешеру, судя по всему, довольно глубокую. Мрамор под руками крошится - кат толком нельзя причалить, и в пещеру лезть страшновато - может на голову обвалится. Красиво необыкновенно!




По берегам много следов медведей, тропинок, но самого Хозяина леса не видно.
Неприятные проишествия дня - разбирая очередной завал (коих было уже 17, прекрасно), булькнул нам на прощание топор, погружаясь в пучину. Нырять не решили - холодно, глубоко (веслом не достали до дна) и быстрое течение, которое рискует утащить ныряльщика под нехилый завал. Короче, топор покоится с миром:)А мы плывем дальше, мягко говоря, раздосадованные его потерей. Категорийность похода резко выросла:)


Вечером повезло встать в избушке, судя по всему, ранее принадлежавшей вохровцам, которые охраняли лесоповал. От бараков рабочих-заключенных остались только едва различимые развалины. Зато в избушке можно наконец поужинать без комаров!


Было около 10 ходовых часов, пройденно, как и вчера, 22 км. Серега опять кильнулся, когда мы с Димкой втаскивали кат на берег:)Не рассчитали амплитуду колебания:)Поплыл дальше злой. Коньяк допили.

8 июля, воскресенье. Всего 7 завалов, фигня-война:)Плыли много - 35 км, белые ночи, греби сколько хочешь. Догребли до дер.Верхняя Мехреньга, надеясь, что там можно встать если не в избушке, то хотя бы в весьма приличном месте. Потому что на берегах стоянок приличных крайне мало. От деревни остались только бревна с гвоздями и обрушенный в реку внушительный мост, вокруг которого со временем образовался не менее внушительный завал. Как оказалось, последний. С потерей топора завалы стали более пугающими, т.к. прорубить их иначе нет никакой возможности, что чревато увеличением числа обносов.
Чудом нашли более-менее нормальную стоянку - с травой пониже и с возможностью наломать дров без топора.
На следующий день устроили дневку - валялись, купались, вяло отмахиваясь от комаров. Вечером - сильная гроза.
С каждым следующим днем количество проходимых нами километров увеличивалось.

Гигиена в походе - прежде всего!:)Наш бородатый геолог моет бороду:)



10 июля, вторник - выплыли, перетащив кат. Встречается много избушек, которых нет на карте; обозначенные на карте, наоборот, куда-то делись все. Характер местности тоже изменился - следов Ветреного пояса почти нет, берега безлесые или со смешанным\лиственничным лесом, болота. Задача дня - обплыть большие болота Ел-Мох и Мехреньгское. Во второй половине дня пошел сильный дождь, почти ураган. Промокли до нитки, подмерзли. Уровень воды в реке, и сам по себе немаленький, еще более увеличился. Около 11-12 ночи начались немаленькие шиверы.
Проходить их под проливным дождем - одно удовольствие!:)Я аж визжала, как хорошо было:)
Встали за селением Усть-Шорда, за впадением Пуксы в Мехреньгу. Видели лэп или телефонный провод; потом слышали гул проезжающих где-то (видимо, по обозначенному на карте зимнику) армейских вездеходов (?). Утром Сережа еще и вертолет узрел.

11 июля, среда. В селении, обозначенном как заброшенное, видели людей, восстанавливающих дома. Ну вот, типа дичь и кончилась, началась населенка:)
Проплыли 42 километра. Мы уже близко к выброске. И сегодня была точка, когда мы ближе всего были к космодрому Плесецкий.
Этот день ознаменовался самым, пожалуй, поразительным событием за весь поход. На карте был обозначен автомобильный мост и строящаяся ж\д ветка (ага, видели мы такие строящиеся ветки - одна насыпь и осталась). На деле там оказалось три моста - два автомобильных (старый и новый) и ж\д ширококолейный, судя по накату, нечасто, но регулярно действующий. Старый мост вполне рабочий; новый, более крепкий, видимо построен для нужд космодрома.


Один конец дороги ведет как раз к космодрому (которого, конечно, на карте нет); куда ведет второй конец дороги, непонятно. На спутниковых снимках проглядывается целая система авто и ж\д дорог и какие-то объекты, но проглядываются плохо. Если кто знает, расскажите:)
Космодром - там!



Стоя на ж\д мосту, мы уже собрались уходить, как вдруг услышали (это в глухой-то тайге!) свисток локомотива. Сказать, что мы обалдели - это ничего не сказать. Через долю секунды донесся еще один гудок; мы ощутили ход поезда по рельсам и ломанулись вниз по насыпи, под мост. Я думала, щас СС-20 повезут:)Упустить такой шанс было нельзя, и мы с Димкой спрятались не под мостом, а в кустах и достали фотоаппараты. Не знаю, что бы мы делали, если бы там на самом деле повезли СС-20 и нас бы заметили (меня в спасательном жилете и брата в красной куртке).
Но это оказался рабочий поезд, который тащим был ТЭМ-2. Было там около 7 вагонов (с надписями "Космодром Плесецк - гордость России"), ехали в них военные. Которые нас видели, и, наверное, сильно удивились. Короче, это самое потрясающее железнодорожное переживание в моей жизни:)





После этого эпизода свалили оттуда по-быстрому. На автодороге трафик есть, и судя по частоте, неплохой. Зондеркоманду за нами не выслали, и этому остается только порадоваться:)

12 июля, четверг. Всем хорошо поход, да только преведа мы не встретили ни разу, только следы. Напоследок он решил нас порадовать и уснул на берегу, а мы его увидели. Потом проснулся и убежал - такой весь из себя клевый и плюшевый. Жалко быстро убежал:)Еще много бобров видели. Ни одного не догнали, увы:)Догоню - дам веслом по башке:)
Снова проплыли 42 или 43 км, и вечером нам удалось вплыть в Емцу (по самой Емце выше плавать нельзя - слишком близко к космодрому) и долопатить до Сельца - так местные называют Осередок и прилегающие села. Там, перед мостом, совершили антистапель и около 22 уехали в Емецк. По дороге проезжали мимо тех мест, где были весной - речки Ваймуги, Сийского заказника.




Переночевали в Емецке, оттуда рано утром уехали в Архангельск. Удалось взять билеты на утренний поезд в Москву, и через сутки, в субботу утром, мы приехали в столицу нашей Родины:)
Это Емецк. Вид на федеральную трассу М8.



Такое вот было путешествие:)Суровые курорты понравились:)Загорела я сильнее, чем раньше в Крыму например загорала.
А это архангельцы отдыхают на берегах Северной Двины



Запуска, к сожалению, не слышали, но и не пропустили наверняка - местные говорят, что при этом стекла дрожат (в нескольких десятках км от космодрома). Может конечно и заливают.
Они, местные, как всегда очень приятные северные жители - любезные и ненавязчивые, с забавным говорком. Во многих селах сообщение только по воде, дороги нет (начинается она только в Мякурье). Выше по реке они, судя по всему, почти не ходят - завалы неразобранные. Один дед уверял нас даже, что Верхняя Мехреньга цела (это та, которая разрушены до бревен давным-давно). Короче, живут своей жизнью, и изредка добираются в Сельцо за продуктами (в самом Сельце около 2 тысяч жителей).

За все путешествие по воде мы прошли 191 километр за 6 ходовых дней. Очень неплохой результат, и самый длинный, хотя и короче запланированного, поход за мою жизнь:)

сплав, фото, отчеты

Previous post Next post
Up