Утром 27 января я сдала последний экзамен этой сессии; днем собирались и бегали по делам; вечером мы выдвинулись в строну Питера. Утром были уже там - с ночным посещением Великого Новгорода.
Как оказалось, все время движения рассчитали с большим запасом, в связи с чем у нас было свободное время и поспать, и погулять по Питеру - правда, на исходе января гулять там не шибко приятно. Отогревались в Исаакиевской соборе на экскурсии:)
Ночью выдвинулись в сторону погранпункта Торфяновка, по дороге посетив замечательный город Выборг. Выборг долгое время был финским городом - даже основательно загаженный, он производит приятное впечатление маленького прибалтийско-немецкого городка. В центре - на острове - крепость. Основной лейтмотив путешествия - "Съездим сюда летом!" - потому что ночью по морозу и гулять противно, и фотографировать крайне сложно.
Около семи утра мы были в Торфяновке. Очередь была не чрезмерная, и минут через 40 мы бодро следовали в сторону Хельсинки. Сразу после границы показываются вдоль дороги огромные живописные валуны.
В Хельсинки мы приехали утречком, а паром отправлялся днем, так что и тут погулять было время. Первым делом мы поехали в порт, чтобы купить билет на ночной паром до Стокгольма. Тут мы увидели, как в порт вплывает Силья Лайн, на которой нам предстояло плыть до Швеции. Зрелище потрясающее! Огромное судно, как высотный дом (длина - 200 метров, ширина - 30), длинное и белоснежное, заходит в крохотный порт, разворачивается. Я помню, мне было лет 12 или 13, когда мне впервые рассказали, что есть такие паромы, на которых возят много машин и грузовиков; мало того (вот буржуины!), там есть куча магазинов, ресторанов, и даже сауна с бассейном:)Тогда мне совсем не верилось, что я увижу это чудо воочию...
Потом пошли гулять, но его было видно издалека из разных точек города. Погоды стояли солнечные:)Гуляли так рьяно, что вечером на пароме еле доползли до дьюти-фри, а в Стокгольме чуть не проспали высадку. Ну по прогулочной палубе погуляли, конечно:)Ветер там такой сердитый, сильный и холодный, что с ног сбивает. А обстановка напоминает "Титаник" (тьфу три раза) и "Господина из Сан-Франциско" (тоже приятного мало).
Стокгольм мне сначала не пришелся. Где Карслон блин? Где домик на крыше? Но потом мы рабрели в старую часть города, а там такие узенькие улочки, что даже машина не проедет, брусчатка, домики - как на картинках в книжках про Карлсона, куча маленьких магазинчиков (больше всего, конечно, сувенирных и антикварных - причем там продаются головы Ильича, блин!) и кафе. Супер! Очень уютное место.
Вечером мы по идее должны были быть в Осло, но в результате заправки в Эребро мы в этом милом шведском захолустье (4 или 5 по величине город в Швеции, население - 150 тыс.человек) застряли еще на сутке, пока тормозные шведские механики не починили машину. Город с принципе милый - там крепость старинная на острове, храмы и все такое, но честное слово, лучше бы мы это время провели в каком-нибудь другом месте!
Оттуда мы наконец поехали в Осло. Туда попали опять с опозданием, потому что плутали по городу часа полтора. Самое большое впечатление этого дня - въезд в город черех гору Экеберг. Оттуда открывается великолепный вид на Осло - горы, горы, дома, залив, освещенные дороги, море огней, такое море, что глазами все разом не охватить! Мурашки по коже бегут, так это здорово.
Утром следующего дня мы пошли обозревать Осло:)Начали с главной набережной - там полно маленьких корабликов, приплывает даже рыбацкое судно, с которого торгуют рыбой и свежими креветками (креветок едят сырыми - увы, мне их так попробовать и не довелось - быстро раскупают). Там же на набережной - крепость, вокруг которой и строился город. По крепости маршируют гвардейцы:)
Итого в Осло мы пробыли 4 дня. Впечатления мне целиком описать сложно. Очень красивый город - не в плане архитектуры, хотя она тоже заслуживает внимания, а именно в географическом смысле - морской залив и горы, что может быть лучше:)Есть вещи, которые человеку незнакомому с местной спецификой, кажуться странными. Например, в крепости, о которой я писала выше - действующая военная часть. У нас либо часть бы оттуда убрали, либо закрыли бы крепость для посетителей нафик. Развалины 14 века соседствуют с фабрикой и железной дорогой - а это самый центр города. Рядышком еще крупная трасса и озеро, где народ летом купается. Мне, москвичке, это кажется диким - а там такой контраст в Осло никого не удивляет и не пугает; более того, воздух там все равно не в пример чище московского:)
Еще хорошо, что все население Скандинавии худо-бедно разговаривает на английском - и механики в сервисе, и продавцы, и любой прохожий. Все учат английский в школе; телевидение тоже на английском.
На прощание мы решили снова заехать на гору Экеберг, с которой началось наше пребывание в Осло. Полюбовались при дневном свете - и в дорогу.
Погода в дороге нам не способствовала, и хоть выехали мы с запасом, случилось то, чего я опасалась - мы опоздали в Стокголь на вечерний паром до Турку. Я была уже готова ждать утреннего парома и потом идти сдаваться в финскую полицию с просроченной визой, но Васяня в очередной раз потдвердил славу маньяка. Он решил ехать в объезд Ботнического залива (у нас было еще около суток в запасе); мы выехали из Осло в 11 утра, в 19 вечера поняли, что опоздали на паром, и не заезжая в Стокгольм (а я так хотела там еще погулять, эх... и на обратном пути заехать в Тампере - в Мумидол. В другой раз видимо.), отправились на север. С котороткими остановками на сон (ну я, понятно, спала немного больше чем Васяня, но и мне было тяжко бороться со сном и трепаться часами подряд, чтобы он не дремал за рулем), мы ехали еще всю следующую ночь, день, и вечер. Около 11-12 утра следующего дня мы пересекли шведско-финскую границу; через несколько часов мы были уже за полярым кругом и посетили деревню Деда Мороза. Мы доверчиво и наивно выбрались из теплой машины, блин, а там -35... обратно в машину бежали наперегонки:)
Мы успели на границу (уже вечером 5.02) минут за 40 до ее закрытия. Погранпункт Салла - на редкость пустынное место. Такое ощущение, что за полтора месяца нового года мы были вторые или третьи, кто пересек русско-финскую границу в этом месте. Мы надеялись, что там будет где поспать - куда там! Вскоре после того, как мы попали на родину, пропала финская сотовая связь; а наша не появлялась еще километров 200. Чтобы поспать, пришлось проехать эти 200 - как раз расстояние до замечательного гостеприимного города Кандалакша (там царит до сих пор дух коммунизма и ударного строительства Беломоро-Балтийского канала - брр! Их окна гостиницы виден был порт на Белом море), где наконец была человеческая более-менее гостиница с горячей водой. У меня сложилось впечатление, что в тот момент Васяня мог смело ехать хоть до Мурманска, хоть до Москвы - так его торкнуло полуторосуточное путешествие.
Из Кандалакши
(-Приезжайте к нам еще!
-Нет уж, теперь только летом!!!
-А что, холодно разве сегодня? Всего-то минус 35...)
мы двинулись в Петрозаводск. Надо сказать, федеральная трасса М18 - это нечто, единственный раз, когда меня в дороге затошнило. Погулявши по Петрозаводску и купив там замечательного местного бухла (клюковка, морошка, черемуха, смородинка, брусничка... чего там только не делают!), мы поехали в Москву по маршруту Тихвин (совсем маленький городок)-Бокситогорск (тоска российских городов, целые кварталы стоят заброшенные; такое ощущение, что и Тихвин, и Бокситогорск все время дымятся - холодно, то ли это пар, то ли топятся)-Неболчи-Боровичи-Тверь-Москва. Такое ощущение, что весь мир превратился в дорогу - снег, лес, дорожные знаки, небо; постоянно клонит в сон. Так как мы ехали большей частью ночью, машин было немного - может быть, в мире осталось всего двое людей? Участок дороги от Бокситогорска до трассы Москва-Питер был еще более разбитым, чем М18 от Кандалакши до Петрозаводска. Сломаешься - все, пиши пропало - пока тебя там найдут, ты уже замерзнешь насмерть, а связь есть не везде.
Итак, мы уезжали на 13 дней, из них 4 - жили в Осло, получается, 9 - в дороге, пусть и с большими остановками.
Маршрут:
Москва-Хельсинки 1088
Хельсинки-Стокгольм 370
Стокгольм-Осло 534
Осло-Стокгольм 534
Стокгольм-Торнио (шведско-финская граница) 1052
Торнио-Кандалакша 792
Кандалакша-Петрозаводск 688
Петрозаводск-Тихвин-Боровичи-Валдай 1034
Туда - 1622км на машине и 370км на пароме, а вот обратно - 4100км. Итого всего 5722км и 370 км на пароме.
Видели три моря (Балтийское, Северное, Белое) и три европейские столицы (а если считать Питер - то все четыре); проплыли на обалденном пароме (это у меня едва ли не самое сильное впечатление - впрочем, их предостаточно было), побывали еще в куче новых городов, и даже в Заполярье. В Осло очень вкусные вафли:)Кроме конечно цели путешествия - Норвегии - мне очень понравилось в Финляндии - там очень живописно, чем-то напоминает Россию (домики, печки, банька, елки), но на порядок чище и культурнее. Ну еще и Тампере - однозначно, Финляндия требует еще одного посещения:)А вот Швеция мне не очень пришлась по душе - может быть, из-за досадного происшествия с машиной, может еще из-за чего, но ничем особенным она меня не зацепила.
Хочу сказать спасибо тем людям, благодаря которым это путешествие стало возможным - Васяне, Димке, и, конечно, добрым друзьям, которые позвали нас к себе в гости.
Мир такой большой:)
Фотки лежат
тут