Ласковый Дождь Пользы и Радости
Объяснение Практики Подношения Санга (1-я часть)
I) Краткое объяснение исторических истоков Подношения Санга
Одни говорят, практика подношения санга не берет начало из учений, найденных в сутрах или тантрах.
Другие отсылают к отрывкам сутр, относящимся к жертвователям Будды, приветствовавшим его, зажигая благовония на крышах, либо держа кадильницы в руках. Говорят, они и описывают наиболее ранние формы практики санга, как и многие похожие отсылки, которые можно найти в тантрах. Хотя мы можем классифицировать их как подношения благовоний санга неземному божеству, тип подношения санга, который нас интересует, имеет дополнительный аспект, заключающийся в том, что основной акцент ставится на очищении - на который указывает очищение от загрязнений или скверны (mnol bsang) и очищение духовных загрязнений или препятствий (grib bsang) - таким образом, эти примеры сложно окончательно идентифицировать как примеры подлинного подношения санга.
Все же, если мы размышляем об истоках санга, мы можем сказать, что первый аспект практики (т.е. аспект самого подношения) соответствует аутентичным источникам, упомянутым ранее. Затем, рассматривая второй аспект, очищение, мы можем сказать, что, так как победоносные искусны в методах и наделены огромным сочувствием, они учат существ любыми наиболее подходящими способами в любой дающейся ситуации. В этом случае, четыре по своей природе чистых элемента - земля, вода, огонь и ветер - предоставляют многочисленное количество методов для очищения следов как временных, так и постоянных омрачений. Общие принципы этого подхода могут быть проиллюстрированы стихами Шри-Гупты для очищения отравленной пищи[1]. Также есть примеры, иллюстрирующие необычные методы очищения яда, используя сам яд, когда павлин поедает яд, или технику наливания воды в ухо[2].
Кроме того, тексты Тайной Мантры учат множеству методов очищения, используя отдельные элементы, в соответствии с индивидуальным опытом и уровнем практикующего. Крия Тантра, например, учит обрядам очищения и омовения, используя землю и воду. И Тантры в общем учат множеству методов, - таким как использование огня, подношений благовоний на ветру и другим. Аутентичность этого аспекта практики не подлежит сомнению.
Также мы можем упрочить эту точку зрения, используя логическое мышление, поскольку нет предела просветленной активности Будд в наущении существ. В этом случае, практика может быть описана как метод, использующая в основном элемент огня для очищения омрачений, пока все временные и постоянные загрязнения не будут устранены.
История появления в Тибете
В прошлом появились три Дхарма Царя, бывшие эманациями Будд Трех семейств. Во времена Царя Trisong Deutsen, бывшего персонификацией Манджушри, второй Будда, великий мастер Удияны, был приглашен в Землю Снегов и был построен прославленный, совершенный, неизменные храм Самье. В это же время, великий Дхарма Царь заболел в результате духовного загрязнения. Когда это было сообщено Гуру Ринпоче, тот ответил, что у него есть метод, чтобы развеять болезнь. Была найдена чистая древесина, и потом, с помощью очищения ее элементом огня, было совершено подношение дыма божествам. Царь был излечен; затем, для блага будущих поколений, инструкция по подношению санга, вместе с ее историей и описанием пользы от такого подношения воскурений, были записаны на стенах Прославленного Самье. Это известно даже сегодня как «Фрески (росписи) подношения санга из Самье». С того момента, тексты по подношению санга стали появляться все чаще и чаще.
Текст, объясняемый здесь, был открыт великим Lhatsün Kunzang Namgyal, или Traktung Namkha Jigme, когда он обнаружил священную заповедную землю Сикким.
II) Более детальное обсуждение текста в форме пословного комментария
Данное объяснение значения текста имеет три раздела: начало, основная часть, завершение.
1. Начало
Начало включает принятие прибежища, возрастание бодхичитты, и накопление благих заслуг с помощью семичастной молитвы.
Принятие Прибежища
Слоги OM, AH и HUNG означают три ваджры - просветленное тело, речь и ум всех будд. Начинайте с прочтения этих трех слогов, и, пока вы это делаете, вспоминайте качества, которые они представляют.
Теперь, комментируя значение этого, используя слова [коренного текста], первые три строки могут быть объяснены следующим образом:
Есть две крайности, которых опасаются шраваки и пратьекабудды хинаяны и бодхисаттвы махаяны соответственно. Это крайность самсарического существования, бескрайняя как пространство, и крайность покоя нирваны. Высшим источником прибежища, обладающим силой защитить от этих двух страшных ситуаций, являются совершенно просветленные будды. Из всех проявлений, рождающихся из мудрости, неотделимой от их просветленного сознания, одно подобно глубочайшей сердечной сущности. Кто это? Это тот, кто достиг уровня естественно просветленного видьядхары (владыки знания), кто достиг совершенства в основной активности победоносных, и в активности привлекающей и гневной подчиняющей в частности. Это тот, чье тайное имя Pema Tötreng Tsal. Здесь текст называет его, используя обращение от второго лица, говоря «… ты, в чьем теле, возникновение (чистые страны), и существование (существа в них), есть все мандалы будд, совершенных по своей собственной природе».
Мы принимаем прибежище в этом драгоценном мастере - Гуру Ринпоче - для того, чтобы все существа, безграничные числом, могли быть освобождены из бескрайнего океана самсарического существования.
Если вы желаете далее исследовать эту тему, вы можете обратиться к подкатегориям причины и результата.
Возрастание Бодхичитты
Основной смысл подношения санга был изложен выше. Как метод для очищения временных и постоянных омрачений через совершение двух накоплений - заслуги и мудрости, он не похож на другие. И поэтому здесь обозначен как необычайный подход высшего пути тайной мантры. В условиях такого понимания, сущность описательной и фактической ясности это неразделимый союз блаженства и пустоты. Это великая сфера, или tiklé, пространства изначальной мудрости, где устранены «острия» или «углы» любых концепций, связанных с восьмью крайностями. При нахождении в состоянии реализации, достигнутом через правильную практику этого метода, заслуга накапливается на основе явленной ясности, а мудрость накапливается через пустотную ясность.
Мы стремимся к тому, чтобы омрачения на пути всех существ - включая нас самих - были очищены в изначальной ясности, неотличимой от исконной природы всех явлений. Когда три типа омрачений - эмоциональные, мыслительные (когнитивные) и третье, - конкретные последние случаи привычных омрачения трех источников появлений и переносов - будут очищены[3], наше собственное, и всех других существ, тело, речь и ум, достигнут совершенства в tiklé, неотделимом от ваджрного тела, речи и ума всех победоносных. В этой точке мы получим осуществление, кульминацию пути Дзогченпо, и обретем необычайно выдающийся опыт четырех чистых видений:
1.Видение и чувствование природы реальности прямо и непосредственно.
2. Видение возрастающего опыта
3. Видение осознания достижения полной реализации
4. Видение растворения [обычного восприятия] до чистой природы реальности
Свабхавикакая может быть уподоблена простору неба. В таком случае, освобождение обычного, простого физического тела, вместе со всем его обычными опытом и переживаниями превращает его во внутреннее пространство юного тела вазы, или в тело чистого света, подобно тому, как небо очищается от облаков. Мы всячески стремимся к достижения этого состояния.
Поэтому относительная бодхичитта, которая включает аспекты стремления и действия, и абсолютная бодхичитта реализуются вместе. Это желание принести пользу себе и другим в широчайшем плане включает все неотъемлемые элементы бодхичитты.
Накопление благих заслуг семичастной молитвой.
Этот раздел состоит из семи частей. Первая часть это простирания. Текст говорит:
Перед изначальной, неизменной природой осознавания (знания) я простираюсь! И
Внутреннее состояние ума известно как мудрость полной осознанности; и его неизменная природа есть изначальная ясность. На базовом уровне это подлинная дхармакая, чье самосияние и сила могут быть обозначены отдельно как самбхогакая и нирманакая. Затем, во время окончательного достижения, три каи не что иное как реализация [изначальной ясности]. Это и есть источник почитания. И ему мы совершаем простирания, выражая почтение присущей нам самим мудрости. «И» соединяет эту строку со следующей.
Вторая часть это подношение. Текст говорит:
Ясностью, превосходящей границы и пространства, я делаю подношение! (ясность, выходящую за границы и пространства, я предлагаю)
Медитация над смыслом вышеупомянутой ясности дхармакаи, глубину которой сложно понять и которая не имеет центра или края, - это высшее подношение. Из такого состояния мы представляем, что подносим субстанции, такие как свежая вода и т.д., пока они не заполнят собой все пространство, как облака подношений бодхисатвы Самантабхадры. Делая подношения таким образом, мы завершаем два накопления.
Третья часть это раскаяние в негативах. Текст говорит:
В пространстве равностности самсары и нирваны, я раскаиваюсь (признаюсь)
В пространстве ясности объясненном выше, все явления самсары и нирваны одинаково покоятся в отсутствии самосущей природы. Поскольку это так, мы используем четыре силы для в негативных деяниях и нарушениях обетов, совершенных нами и другими в прошлом, настоящем и будущем. Следуя этому, мы практикуем раскаяние в пространстве ясности, осознавая отсутствие истинной реальности. Это известно как «Раскаяние в пространстве видения» и это высшая из всех практик раскаяний.
Четвертая часть это радость. Текст говорит:
В великом истощении всех дхарм, за гранью обычного (простого, заурядного) ума, я радуюсь (ликую)!
Как объяснено выше, когда достигаем кульминации четырех видений, что уникально в Дзогпаченпо, мы освобождаемся от концепций обычного сознания и двойственность восприятия исчезает. В это время все дхармы, которые продолжают самсарическое существование, проявленные и потенциальные, истощаются, и мы полностью освобождаемся в безбрежном изначальном пространстве. Вхождению именно в это невероятное состояние мы радуемся.
Пятая часть - просьба поворачивать Колесо Дхармы. Текст говорит:
Поверни колесо учений самостоятельного совершенного Dzogpachenpo!
Суть учений Дзогпаченпо - Великого Совершенства - заключены в три категории - основание, пути и осуществление, и могут быть истолкованы и как изначальная чистота (kadak), и как и спонтанная реализация (lhundrup). Не смотря на то, что этот текст подчеркивает аспект проявления спонтанной реализации, он не подразумевает исключения аспекта изначальной чистоты. Поэтому, выражение «спонтанная реализация» относится к пути Дзогпаченпо в целом. Прося о продолжении вращения огромного колеса учений этого двойного пути, мы призываем и божеств поля заслуг слышать и отвечать.
Шестая это молитва. Текст говорит:
Расшевели глубины самсары, я молю!
Здесь мы просим будд и бодхисатв, находящихся в бесчисленных чистых странах всех направлений, не уходить в нирвану, но оставаться в самсаре до тех пор, пока она существует, и всколыхивать все самсарическое существование от самых глубин.
Седьмая часть это посвящение заслуги. Текст говорит:
Совершенному состоянию, свободному от субъекта, объекта и действия, я посвящаю!
Мы посвящаем всю заслугу, накопленную всеми существами в трех временах, представленную здесь, как заслуга, накопленная шестью предыдущими частями молитвы, начиная с простирания, в пользу окончательного избавления от страданий. Нам следует совершать посвящение заслуги из состоянии, нетронутом любой привязанностью к реальности любой из трех ментальных сфер, т.е. акту посвящения заслуги, самой заслуге как объекту и субъекту, тому, кто делает это посвящение.
Это есть семичастная молитва, которая содержит все методы для завершения накопления заслуги.
На благо всех чувствующих существ,
пусть этот текст принесет пользу!