"МЕНЕСТРЕЛЬ". 1979

Nov 26, 2017 15:33


Перебирая старые публикации, наткнулся на первый номер журнала «Люди и песни», вышедший в 2004 году. Одна из статей разбередила душу и вызвала кое-какие воспоминания. Точнее необходимые комментарии. Статья эта* принадлежит Борису Жукову, и так случилось, что я сейчас прочёл её впервые. Она о самиздатском журнале «Менестрель», выпускавшемся столичным КСП с разной периодичностью в 1979-1990 годы.
Журнал - это по сути. А в шапке его значится: «Стенная газета Московского КСП». Это - прикрытие. Изначально нами было решено, что продлить существование будущего «органа самиздатской печати» мы сможем только замаскировав его под привычный для советского начальства образ. И лучшего образа не нашлось:

«Стенная газета, стенгазета, в СССР - газета трудового, студенческого, ученического коллектива, воинского подразделения, отпечатанная на пишущей машинке или написанная от руки и вывешиваемая на стене или специальном стенде. Материалы С. г. отражают основную деятельность данного коллектива: борьбу за выполнение производственных заданий и социалистических обязательств, за укрепление трудовой дисциплины, за высокую успеваемость и коммунистическое воспитание учащихся, за лучшие результаты в боевой и политической подготовке войск» (П. А. Чернугценко).

Вторым условием, с помощью которого мы делали вид, что к самиздату не причастны, это перечисление в конце выпуска фамилий всех, кто готовил или помогал готовить данный выпуск. Таким образом, нам оставалось вывесить новую «стенгазету» на одном из мероприятий клуба, а дальше вступала в силу легенда о том, что кто-то, нам не известный, сфотографировал листы... Одно время были попытки со стороны Горкома ВЛКСМ подвести наш полуофициальный «орган» под предварительное цензурирование, но как ни странно, в итоге нам всё сошло с рук.

Почему «Менестрель»? Потому что хотя это название никому с самого начала и не нравилось, однако лучшего не нашлось. Решили так  назвать издание - временно. Но в России ничего не длится так постоянно, как временное.
Сверхизвестными стали два спецвыпуска «Менестреля» 1980 и 1981 годов, посвящённых Высоцкому. Отдельные статьи, было дело, перепечатывали даже официальные институтские многотиражки. Практически целиком материалы обоих номеров вошли во второй том собрания сочинений Высоцкого, выпущенного издательством «Литературное зарубежье» (Нью-Йорк, 1983). А в каком только виде не встречались они в машинописном самиздате! Остальные номера - включая и те спецвыпуски, что были посвящены юбилею Окуджавы и смерти Визбора, а тем более рядовые - известны гораздо меньше.
До сих пор кто-то обращается с вопросом, не против ли автор этих строк сканирования и опубликования в сети старых номеров «Менестреля». Ответ был и есть всегда один: не против, и спрашивать об этом главного редактора самиздатовского журнала не надо, ибо на материалы всех его номеров права принадлежат в лучшем случае лишь авторам его материалов (каждому по отдельности).
Однако несмотря на все подобные просьбы и следующие за ними попытки по сей день я встречал в Интернете только два листа первого номера со статьёй об истории Московского КСП (тут и тут). Да и тут оригинальный машинописный текст заменён на компьютерный.
Дело в том, что все форматы нашего детища были размером чуть меньше ватманского листа (позднее - в половину его) и кратны существовавшему тогда фотоформату 24х30. Это потому, что фотография была самым доступным в СССР способом размножения, а именно на размножение мы были нацелены изначально. Вот поэтому-то даже сейчас сканировать и выставить в сеть листы сохранившихся оригиналов - дело отнюдь не простое.
Ещё для ориентировки читателя необходимо сказать, что при пересчёте одного стандартного выпуска «Менестреля» на авторские листы, его объём был сравним с объёмом номера журналов «Сельская молодёжь» или «Студенческий меридиан». Сейчас даюсь диву, как мы выдерживали такую нагрузку.
Ещё мне надо извиниться за содержание первого номера, который по известной кулинарной традиции оказался не блином, а комом. Возник он случайно и раньше положенного времени. В то время, когда в Московский клуб с предложением издавать самиздатский журнал пришёл носитель этой идеи Борис Рубашкин, ваш покорный слуга исполнял обязанности заведующего клубным архивом. И когда идею обсудили и затвердили с руководством клуба, я рассчитал ширину нашей будущей колонки и стал понемногу собирать материалы сразу на несколько будущих выпусков, пропуская тексты через пишущую машинку Е. Арбузовой. Таким образом у нас появился ещё один постоянный член редакции. Следующего нашего коллегу завербовал сам Рубашкин - это был художник С. Сысуев. Борис скопом передал ему накопленное и, видимо, посчитал, что на этом его функции окончены (следующий раз я встретил его года через четыре). А Сысуев первый номер «стенгазеты» тут же сверстал. Из всего полученного. Таким образом по содержанию он получился немного однообразным, с архивным уклоном. Сказав «а», его надо было чем-то продолжить. И наш поезд, как поётся в одной из песен «пошёл, пошёл, пошёл»...
Через полгода к нам пришла редактор Велла Щербакова, с которой нам довелось счастливо проработать вместе (уже над официальными книгами) в общей сложности почти тридцать пять годков... Дальше эстафету подхватил тёзка нашего «основателя» Борис Жуков, уже со своей командой, и «Менестрель» выходил ещё несколько лет... Его фото-номера хранятся в известном Бременском архиве самиздата. А описание всего в нём опубликованного сделал В. Юровский.

Дорогой bbzhukov! Мне стыдно перед тобой. Я не такой неблагодарный, как ты мог и имел право думать последние тринадцать лет. Я и вправду по чистой случайности не узнал о твоей статье и, соответственно, о тех высочайших оценках, которыми ты наградил наш коллектив и наше издание. Низкий тебе поклон за всё.







Жуков Б. Пристрастные заметки о газете "Менестрель" // Люди и песни. 2004. № 1. С. 22-24.

При двойном клике страницы открываются для удобного чтения.

мемуар, не моё, авторская песня, друзья, КСП

Previous post Next post
Up