ПРОШЁЛ ДЕНЬ ПАМЯТИ ВЫСОЦКОГО

Aug 02, 2011 11:07



(Он и мы: модные опросы мнений)

Прошу прощения, что с опозданием выставляю текст, написанный 26 января: из-за происков велосипедистов и водопроводчиков не мог войти в свой ЖЖ. Надеюсь, обзор не устарел.

Прошлогодний опрос ВЦИОМ показал: самые популярные личности ХХ века - Гагарин (35% опрошенных) и Высоцкий (31%). А что сейчас?

Сегодня «Вечёрка» поместила заметку под названием «Опрос: что лично вам дал Высоцкий?». Отвечают: скульптор, футбольный тренер, депутат Мосгордумы, писатель и (внимание: демократический подход!) бесфамильный посетитель сайта «ВМ». Двадцать с лишним лет назад - при советской псевдодемократии - вместо анонима в списке опрошенных значились бы рабочий или доярка. В остальном раньше читать такие мнения было гораздо интереснее, поскольку журналисты заботились об узнаваемости и авторитетности опрашиваемых личностей. В данном случае из всего списка я знаю лишь скульптора, и то не по его работам, а, увы, как вдовца известной актрисы, часто по этому поводу и мелькающего по телевидению. В общем, материал - халтурный, для галочки.
«Посетитель сайта», в частности, сетует: жаль, дескать, что сейчас песни Высоцкого знают и слушают мало. Так ли это?
Газета «Трибуна» опровергает этот тезис, под названием «Незабытый Высоцкий» печатая результаты опроса ФОМ’а. Оказывается, 98% россиян знают, кто это такой; 89% слышали его песни; 70% считают их важным явлением отечественной культуры; 69% респондентов заявили, что эти песни им близки. При этом основная аудитория Высоцкого - те, кому под 60.
«Трибуну» надо читать вместе с сообщением Интерфакса. Там - дополнительные сведения из того же опроса. Оказывается, 17% россиян безразличны к песенному творчеству Владимира Семёновича, и эта цифра по сравнению с 2004 годом выросла на 9%.
Тенденция очевидна, и иного было ожидать трудно. Понятно, что когда мы («подшестидесятилетние») вымрем, безразличных станет однозначно больше. Однако цифры всё равно впечатляют. Если же давать их не в сравнении с 1980-м, 1988-м и 2004-м, а, к примеру, параллельно с такими же цифрами по отношению к творчеству Маяковского, Пастернака, Асадова с Дементьевым или Цоя с Гребенщиковым, - это будет и справедливее и нагляднее. Подозреваю, что разница будет ещё более разительной.
Снова не могу не посетовать на необразованность журналистской публики. В ней, видимо, большинство из тех 2%, которые, согласно опросу, о Высоцком не знают. Во всяком случае очень много тех, которые «что-то слышали», а откуда звон - не ведают. И это впечатление поддерживается у грамотного читателя не только при чтении других «датских» статей (о них сейчас не буду). Интерфакс даёт список песен, оказавшихся при опросе самыми популярными. Среди них - песня «Высота». А этого не может быть! Поскольку эта военная песня, написанная на заказ, смею утверждать, не слишком популярна. Ни одна строчка из этой песни (не в пример другим) не стала крылатой.
На самом деле в Интерфаксе список переврали, назвав «Высотой» песню «Вершина» («Здесь вам не равнина...») из кинокартины «Вертикаль». Подтверждение - в той же «Трибуне» (сравните). Пустяк? Не думаю. Кстати, в газете список не только точнее, но и полнее, и с набранными процентами по каждой.
Как и ВЦИОМ, Фонд «Общественное мнение» - организации серьёзные, исследовательские, и социологические опросы - основная их профессиональная деятельность. Они знают, как это делать, и результаты их работы следует считать научными. Иное дело - опросы на каком-нибудь сайте или на страницах газеты, где голосуют только желающие и ни о какой репрезентативности не может идти речи.
Тем не менее таким - «домашним» - опросом и закончим обзор. «КП в Украине» (в переводе на русский название этой газеты должно звучать «КП на Украине») в ту же вчерашнюю годовщину опубликовала материал «Какая строка из Высоцкого ассоциируется для вас с сегодняшней жизнью в стране?». Среди прочих за строчку Высоцкого здесь выдана такая - не шибко грамотная: «Прощай, Таганка и кино, прощай, зелёный мир, в могиле страшно и темно, вода течёт из дыр». Не думаю, что знающий эти стихи наизусть главврач из Симферополя сам приписал этот очередной посмертный «шедевр» нашему поэту. Ваш покорный слуга и в данном случае склонен рассматривать сей ляп как невнимательность или пофигизм корреспондента.
Ещё бывают опросы типа «что бы сейчас пел Высоцкий» или «с кем бы он нынче дружил». Считаю их пустыми и бесперспективными в силу полного и безоговорочного отсутствия ответа на поставленные вопросы.

P. S. Кстати о глупостях, приписываемых Высоцкому. Этим занимаются не только журналисты. В конце вчерашнего дня памяти случайно наткнулся на сольное телеисполнение Тамарой Гвердцытели танго «Так дымно...». В каждом припеве она старательно выкрикивала: «И лучше мне молча допить свой бокал?». Так и хотелось спросить у безответного ящика: неужели мадам думает, что Высоцкий писал не о своём бокале и допить герой песни собирается - чужой? Ларчик, как вы понимаете, в открытии прост. Поэт написать такую хрень не мог, у поэта - «И лучше мне молча допить бокал», - без какого бы то ни было своего.
Скажете, опять придираюсь, теперь уже к певице? Тоже, скажете, простительная мелочь? Ну тогда, надеюсь, что и поклонники Тамары Михайловны не взыщут: я написал её фамилию с ошибкой. Тоже ведь по сути мелочёвка - всего-то одна буква не та...

заголовки, авторская песня, Высоцкий

Previous post Next post
Up