Случай в Кельнском соборе

Aug 19, 2012 16:27

КАК PUSSY RIOT. Случай в Кельнском соборе

Газета «Известия» опубликовала текст, в котором сделана попытка проанализировать судебные перспективы дела Pussy Riot, если бы они нелегально выступили в одном из храмов Германии или Франции.

Мы попросили художника Дмитрия Врубеля ответить на наш вопрос: действительно ли в Германии за хулиганский поступок, совершенный в церкви, предусмотрено наказание более суровое, нежели за подобное, но совершенное в другом месте? Он ответил так: «Да, такие происшествия случаются, но они никого не волнуют отдельно. По немецкому закону хулиганство в церкви ничем не отличается от хулиганства на вокзале или в кафе. Если я разобью стекло в церкви, меня будут судить по той же статье, что и за разбитое стекло в кафе. А если я начну призывать в синагоге или православном храме убивать иудеев, мусульман или христиан, то меня осудят по другой статье, и если бы я призывал это сделать в любом другом публичном месте, включая интернет, меня осудят по ней же».

Так кто же прав? Газета «Известия» или художник, в свое время нарисовавший на Берлинской стене один из арт-символов современного Берлина - картину «Братский поцелуй»?

Рассказывает Александр Дельфинов: «На первый взгляд заметка выглядит вполне объективной, и непридирчивый читатель останется в полной уверенности, что уникальный журналистский коллектив “Известий” представил объективную точку зрения на сложный вопрос. Ясное дело, подумает такой читатель, этим кощунницам в Европе влепили бы по самые не балуйся.

Но все не так просто. Более того, броский известинский заголовок “За оскорбление веры в Европе грозит до трех лет тюрьмы” не совсем соответствует действительности как минимум в отношении Германии, где я прожил десять лет, часто бываю и хорошо представляю себе тамошние правовые и юридические реалии. В Германии, в отличие от России, самое настоящее полицейское государство, а это значит, что все делается по закону, а не по воле Божией - по крайней мере, если дело касается суда. Эту систему еще принято называть правовым государством, но давайте не будем разбрасываться терминами, а обратимся к сути дела.

Московские панк-феминистки вышли в разноцветных масках и платьях, с электрогитарой и маленьким комбиком - так ведь? - на амвон, немного потанцевали в стиле пого и изобразили пение не во время богослужения, потом были выпровожены из храма охраной. Лишь после опубликования в сети их видеоролика со словами “Богородица, Путина прогони” начался настоящий бум, а ныне обвинение отказывает этой акции в художественно-политической составляющей, настаивая, что Pussy Riot из религиозной ненависти стремились нанести моральный урон верующим православным россиянам. Примерно так.

Для сравнения в “Известиях” приводится случай со ссылкой на настоятеля Кельнского собора Норберта Фельдхоффа, когда несанкционированная фотосъемка в храме закончилась большими штрафами: “Пастор вспоминает, что на солее появились голые люди. В результате фотограф был приговорен к четырем месяцам условного заключения и штрафу примерно в 1,5 тысячи евро. Еще больше - 1,8 тысячи евро - пришлось заплатить мужчине-модели. А участвовавшая в фотосессии женщина-модель отделалась предупреждением”. Нетрудно заметить важное отличие произошедшего от акции Pussy Riot: речь явно идет об эротической или даже порнографической фотосессии, никакой политический протест или художественная акция не упоминаются, кроме того, не было и никакого тюремного заключения. Напомню, что в Европе даже лишение свободы на один день считается весьма тяжелым наказанием и рекомендуется к применению в действительно серьезных случаях. Несмотря на достаточно большие по российским меркам штрафы, в Германии равные примерно двум третям среднемесячной зарплаты, сажать никого не стали, а Pussy Riot между тем в заключении уже несколько месяцев.

В Германии действительно случаются события, когда некие активисты используют церковное пространство для протестов. В 2004 году воинствующие противники абортов ворвались в кирху города Майнца, где с проповедью выступал известный кардинал Карл Леман. Один из мужчин, используя мегафон, заглушил голос кардинала, а другой, подбежав к алтарю, сбросил на пол свечи, утварь и покрывало. В данном случае с юридической точки зрения имело место реальное нарушение хода богослужения, а в Германии за такое закон формально и вправду предусматривает до трех лет лишения свободы. Однако даже в данном случае, с учетом повреждения алтаря, то есть реальное кощунство, как у нас говорят, действительно имело место, двое подсудимых получили лишь по пять месяцев заключения. И - важнейшее отличие от наших палестин - до суда хулиганы-абортоненавистники находились на свободе. Вообще столь долгое предварительное заключение, как в Москве, по столь несущественному делу в современной Германии, да и в большинстве европейских стран совершенно невозможно.

По мнению Фолькера Эрба, профессора права из того же Майнца, акции, подобные панк-молебну Pussy Riot, в Германии могли бы стать предметом судебного разбирательства, однако до суда девушки точно были бы на свободе, а приговор с почти стопроцентной вероятностью ограничился бы денежным штрафом. Его мнение приводит сайт немецкого Domradio.

Прокомментировать ситуацию я попросил адвоката Дирка Кляйнера и правоведа Таню Нагорски. Вот что они сказали. В немецком уголовном кодексе есть параграф 166, где речь идет об “оскорблении веры, религиозных общин и мировоззрений”, он давно не применяется на практике из-за большой критики неточных формулировок. Есть и параграф 167 о “нарушении хода богослужения”, вот он как раз применяется, более того, ход богослужений в Германии постоянно кто-то нарушает, но никого (!) за многие десятилетия не сажали на три года, в подавляющем большинстве случаев дело ограничивалось именно штрафами. Вышеприведенный случай из Майнца - это фактически самое суровое наказание, известное моим собеседникам.

По аналогии вспоминается случай из Норвегии. Чуть более года назад в Осло во время реального богослужения в реальном соборе трое активистов радикальной экологической организации Fuck for forest (“Е..сь за лес”) устроили имитацию сексуального контакта, будучи почти полностью обнаженными, прямо на алтаре. По ссылке на немецкий таблоид Bild можно увидеть искрометное видео, запечатлевшее этот “секс-скандал в церкви”. Находившиеся в храме прихожане выпроводили голых экологов вон и вызвали полицию. Позже суд приговорил участников акции к штрафу в тысячу с лишним евро каждого. Точно такой же приговор ожидал активистов Fuck for forest, устроивших свой “фак” на сцене... рок-фестиваля в Кристиансанде еще в 2004 году. Дело в том, что открытый секс в публичных местах карается в Норвегии тюремным заключением на 16 суток или штрафом. Не важно, церковь это или рок-фестиваль. Порноэкологи на суде выбрали штраф, а учитывая размер средней зарплаты в этой одной из самых дорогих европейских стран, надо признать, его нельзя назвать чрезмерно большим. Кстати, создатели F-F-F Хол Эллингсен и Леона Йохансон даже переехали из Норвегии... в Германию, в Берлин, где я их однажды случайно встретил на воскресных гуляниях в Мауэрпарке. Они ходили там полуголые, агитируя за спасение тропических лесов, и никто не обращал на них внимания.
http://www.medved-magazine.ru/articles/Alexander_Delfinov_kak_Pussy_Riot.2010.html

страна, общество, РПЦ, абсурд

Previous post Next post
Up