Хэллоуин / Halloween (США, 1978, реж. Джон Карпентер)

Feb 27, 2020 22:17

Красивый, стерильный, скучный и не страшный фильм. С выходом "Крика" (1996) слава "Хэллоуина" стала казаться ещё более преувеличенной.
Но "Хэллоуин" всё равно жив.
Не подсказывайте, тут важно самой разобраться.

Так, вводные эпизоды сделаны строго в русле кинотрадиций джалло: напряжённые сцены подчёркнуты игрой синего и жёлтого света, субъективная камера показывает добычу глазами маньяка, пространство дискомфортно дробится и почти никогда нет точки полного обзора.




Но что мы видим дальше? Домики одноэтажной Америки оформлены партерами регулярного сада (или парка? никогда не разбиралась). В пространстве жанра это всё равно что пометить флажками все места, где может притаиться убийца. Причём его там, разумеется, не окажется!




То есть, если в джалло убийца выпрыгивает из неожиданных потайных мест, то в "Хэллоуине" у него при свете дня строго предписанная логистика передвижений. Но потом наступает ночь, и тогда...




...и тогда ты приходишь к нему, а не он к тебе.

UPD: Так не пора ли мне сбросить оковы почитания условно-реалистического "Крика" и посмотреть на "Хэллоуин" под углом сновидческого "Фантазма" Дона Коскарелли, снятого в том же 1978 году? Как минимум, маленькие человечки в странных одеяниях есть и там, и там; есть дом скорби, куда страшно войти; есть персонажи, существующие только как устные упоминания, но никогда не появляющиеся в кадре.

Тайна обаяния "Хэллоуина" складывается, как паззл.

[Это явно спойлеры]Если подумать, одна лишь Лори способна видеть Майка Майерса при свете дня. Два убийства Майерс совершил в полной темноте. Для того, чтобы задушить Линду в освещённой комнате, закутался в простыню, то есть снова остался в полной темноте. Только на Лори Маейрс напал открыто. (Мужской труп в кустах возле брошенной машины не считаем, потому что не знаем обстоятельств этого преступления)

Тем не менее, ночью малыш Томми смог дважды увидеть убийцу у соседнего дома, а ранее Энни обругала Майерса в качестве странновато выглядящего водителя проезжавшей мимо машины. То есть, дар Лори не то чтобы уникален. Другие люди тоже могут видеть Майерса; но в отличие от Лори им нужно выполнить ряд условий (например, быть невинным младенцем в ночи, либо застать Майерса в тот момент, когда ему некуда спрятаться).

Теперь вспомним, что бездарный психиатр Лумис, осматривая брошенную машину, не заметил свежий труп рядом в кустах. Он тот, кто смотрит, но не видит. Так чего же стоили бла-бла-бла Лумиса об инфернальном зле, воплощаемом в Майерсе? Похоже, Лумис называл злом то, чего не мог увидеть, хотя и смотрел на это полный рабочий день годы подряд.

Однако в итоге застрелил убийцу доктор Лумис ...но де-факто не застрелил. Застрелил, не застрелил, - в том ли суть? Отбрасываем вариативные моменты, в сухом остатке получаем итоговую способность доктора Лумиса прицелиться куда надо, то есть всё-таки увидеть зло. А Лори, - тот злосчастный медиум, кому дана способность визуализировать фантазм, - горько плачет. Маска сорвана с Майерса. Он обыкновенный. Не инфернальный, даже довольно хорошенький. Разочаровывающий.
Торжество надутого индюка Лумиса, слёзы Лори. Ночь на исходе, мир снова готовится стать светлым и понятным.


джалло, маньяки в кино, сша кино 1970-х, хорроры

Previous post Next post
Up