Прямо в Ад / Straight to Hell (Великобритания, 1987, реж. и соавтор сценария Алекс Кокс)

Jun 29, 2019 22:59

Трое грабителей вывалились из банка с чемоданом денег и газанули куда глаза глядят, чтоб отсидеться и отдышаться. А куда глаза глядят у людей, способных на вооружённые ограбления и прочие виды насилия? Правильно, у такой мини-банды отличный вид на котлы и поленницы.
Ну и приехали, соответственно. Местность отдалённая, тут спору нет, - ковбойский посёлок где-то в пустыне за горами у мексиканской границы. По ночам выли странные волки, местный священник осенял странным распятием.


_


Впрочем, будь наши горе-грабители повнимательней, насторожились бы ещё до вытья и осенений.
(Осторожно: дальше на скриншотах как бы спойлеры).
[Нажмите, чтобы прочитать НЕСКОЛЬКО СПОЙЛЕРОВ]Вот смотрите: 1) кадр из финала - чем всё закончится для молодого грабителя в клетчатых брюках, 2) какой смертью умер накануне его двойник в клетчатом пиджаке, 3) ещё кадр из финала - какой смертью умрёт тот деятель, с которым у банды контракт на убийство (кстати, эпизодическая роль кинорежиссёра Джима Джармуша).






Видите? Всё, что ещё только произойдёт в ковбойском посёлке после прибытия банды с чемоданом, уже случилось там накануне, только персонажи тогда были в других ролях. Босс в клетчатом пиджаке, получивший пулю в лоб вчера, сегодня играет роль мелкого бандита в клетчатых брюках, а завтра роль мелкого бандита перейдёт к Джиму Джармушу. Суть в том, что никто из них не осознаёт зацикленность своих безнадёжных попыток ухватить удачу за хвост. Этот сюжетный каркас с ротацией наказуемых грешников потом использует Микеле Соави в своём "Dellamorte Dellamore" (на основе повести Тициано Склави, 1993, мировая премьера 1994): два грешника в Аду снова и снова полностью проходят цикл краха и отчаяния, всякий раз в конце меняясь ролями, но так и не поняв, что они в Аду и поделом.

Так в какой же момент персонажи очутились в Аду и почему сами этого не заметили? А нет этого момента. Может, они вообще с первого кадра тусят в Переисподней. Действие фильма-пазла жёстко зациклено, но догадаться об этом можно разве что аналитическим усилием по скриншотам, потому что мы, зрители, тоже не должны напрямую замечать, что именно там происходит. Можно сказать, сейчас палю нещадно чужой авторский замысел. Имею право! Попробуйте сами столько поразглядывать скриншоты, сколько я разглядывала, глаза облезут.


Так или иначе, "Прямо в Ад" куда больше известен прямой цитатой, которую оттуда взял Квентин Тарантино для "Криминального чтива" (1994).


_


Надо же, никогда бы не подумала, что у авторов "Криминального чтива" и "Dellamorte Dellamore" может быть общий источник вдохновения. Причём этого практически никто не заметил, а ведь оба фильма вышли на экраны почти одновременно - весной 1994 года.

Алекс Кокс стилизовал свою историю под криминальный боевик, переходящий в сюрреалистический вестерн. Разумеется, уже к середине просмотра любой из нас догадливо диагностирует мистическую притчу. [Ну и ещё СПОЙЛЕР, чтоб два раза не вставать]Ладно, притча так притча, но что с ней делать, когда просто восстают из пепла...???




...или когда адская бойня в маленькой тоталитарной сельской провинции заканчивается деловитой уборкой-зачисткой человеческого мусора под нужды нефтяной компании? Люди новая нефть. Буквально.


_


Вот тут мистика и чистый сюрр, а вот тут простая понятная нефтяная компания и конец славных ковбойских времён, - и что из этого вернее отпечатается на хрупкой психике невинного, нежного зрителя, присевшего у телека глянуть одним глазком на вестерновый боевичок?
Вернее сказать, получилось ли у Алекса Кокса нажать на те таинственные пружинки, которые стимулируют простых грабителей, алкашей, ковбоев и прочих по жизни адских ролевиков к вступлению на путь праведника?




Новый праведник, да?.. Гм, пожалуй, Тарантино взял у Кокса поболе, чем одну эффектную мизансцену. Разве что черепом козла дразнить нас не решился.

1980-1989, вестерны, сюрреализм, мистика, британия рулит

Previous post Next post
Up