Подкидыш (12 серий, Россия, 2018, реж. Антон Борматов, сценарист Дмитрий Новоселов)

Jun 09, 2019 11:17


_


Волею случая ведущим оперативником ленинградского угро где-то в середине 1920-х стал самозванец - профессиональный новгородский щипач, взломщик, шулер и мошенник на доверии с погонялом Подкидыш. Его богатый профессиональный опыт немедленно сказался на раскрываемости хитрозаверченных краж и убийств, а отсутствие какой-либо личной эмпатии к местной оргпреступности - на её ранее блестящем кадровом и коммерческом потенциале.

То есть, "Подкидыш" срестил фабулу, недавно распиаренную буржуйским сериалом "Банши", с сюжетом отечественного "Зелёного фургона", где моральная оценка и тестирование институций и мероприятий советской власти со стороны "бывших" и криминалитета ведут к слому их элитистского и арестантского нонконформизма. Также в одной из серий повеяло лёгкими нотками "Золотого телёнка", что в целом вызывает одобрение.
Сами по себе фабула и сюжет богатейшие, чего уж там. Персонаж - хищный кукушонок?.. будущий "последний герой"?.. насмешливый дьявол в процессе инспекции богоугодных заведений? Всё в целом - психологический триллер, боевик, комедия нравов?..


_


Скорее всего, сами по себе 1920-е годы и стилизация под них мало интересовали авторов. Видимость приличий соблюдена, но без фанатизма, мягко говоря.
Новая версия нэповского Ленинграда полна недоступных горожанам открыточных видов с вертолёта, зато почти лишена вывесок прачечных, портняжных мастерских и прочих инфраструктурных примет.





Чернорабочие белоруки, не биты, не ломаны.




Добавляем к этому настойчивое использование вяло аранжированных хитов Раймонда Паулса (!), и становится ясно, что в качестве ретродрамы "Подкидыш", пожалуй, никудышен. Причём, вполне возможно, это сделано намеренно и является программным. Потому что - Раймонд Паулс???

Зачем же тогда это было? - спросим мы. - Есть ли хоть какой-то смысл в сериальных поделках такого рода?
Думается, смысл есть, и он даже на поверхности. Просто материал даётся через сопротивление, поэтому его трудно измерить в категориях нра/ненра.
"Подкидыш", на первый взгляд, люто страдает от той же беды, что и упомянутый в прошлом посте шведский сериал "Платформа 45". Полнометражка была бы, вполне возможно, огневая, а в растянутой форме сериала вязнут все эффекты.
Но!
В "Подкидыше", в отличие от шведского детектива, нет размазывания годных фрагментов до сериального хронометража. Фрагменты гипотетической полнометражки, - они видны целиком и, так сказать, ничем не отягощены внутри себя. Накрутка подкидышевского хронометража происходит за счёт досъёмки избыточных сюжетных линий, обрамивших и заслонивших собою конечный продукт. Именно благодаря этому становится ещё более отчётливой их избыточность, и в ней-то вся соль.

Разумеется, стилистически лишним и засоряющим мозг всякий раз оказывается то, что нам из года в год дежурно поставляют масс-медиа, - враки и пошлые лозунги. В этом смысле особенно рекомендую восьмую серию. Там конкурируют друг с другом в своей отвратности осточертевшая форма индоктринации (преподнесение отживших своё банальностей в форме зашибись какого откровения) с темой выкачивания ресурсов из России-матушки ушлыми империалистическими хищниками и карикатурно-плакатным образом инфернального ГУЛАГА, взятым примерно из отчётов о зверствах полицаев при местных пересылочных концлагерях для евреев. Накрывшие меня на этой серии тошнотные спазмы теперь рассматриваю как признак личного зрительского одобрения.

Изощрённый авторский замысел искусных манипуляторов - или обнажение их наивности и склонности к наслаждению банальностями и рукотворными медийными штампами? Фиг поймёшь, они себя так просто не выдают.
Так или иначе, наглядно видишь, что избыточно в исторической ретроспективе и засоряет наши горизонты самопознания. Ну и искомый "конечный продукт", который мог бы стать огневой полнометражкой, - он тоже ничо так, годный. Тема зловещего доппельгангера решена не без некоторого шика.

2010-2019, российское кино, детективы, историческое кино, сериалы

Previous post Next post
Up